Новости партнеров


GEO приглашает

Бесплатный проезд на городском транспорте и скидки на посещение городских достопримечательностей —  карта Jerusalem City Pass сэкономит вам время и деньги


GEO рекомендует

Moser Mobile Shaver с легкостью удаляет щетину до 2 мм и обеспечивает суперблизкое чистое бритье, что позволяет найти время на поддержание внешнего вида даже в самом напряженном графике


Новости партнеров

Портреты «затерянных» племен Анголы

В глуши на юго-западе Анголы все еще кочуют племена, отсеченные от мира гражданской войной, которая длилась 27 лет. На землях, к которым с юга примыкает пустыня Намиб, нет никаких дорог, а пастухи-кочевники перегоняют свой скот от одного источника воды к другому, как делали это на протяжении веков
текст: GEO Россия
фото: Tariq Zaidi/ZUMA Press

Богатая нефтью Ангола стремительно идет к модернизации. И с каждым шагом на этом пути растет угроза изолированному существованию «затерянных» племен.

Тарик Заиди (Tariq Zaidi), фотограф, и Хоан Риера, испанский антрополог, исследователь анимистических обществ Африки, основатель туристического агентства Middle Africa, объединили свои усилия, чтобы отыскать последние уцелевшие остатки  племенной культуры в Африке.

Итогом этих поисков стал фотопроект о замечательных людях из «затерянных» племен, с которыми Заиди и Риере посчастливилось познакомиться, и о том, как они живут.

***


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

Территория Анголы втрое больше Калифорнии, а ее атлантическое побережье протянулось на 1609 километров. В 1482 году эти земли на юго-западе Африки открыл португальский мореплаватель Диогу Кан. С тех пор Ангола стала важным перевалочным пунк­том на торговых морских путях в Индию и Юго-Восточную Азию.

Независимость от Португалии Ангола обрела в 1975 году — и сразу погрузилась в пучину гражданской войны, которая формально завершилась лишь в 2002-м. За 27 лет военных действий в Анголе погибло 1,5 миллиона человек, еще четырем миллионам пришлось покинуть свои дома. Страна до сих пор пытается залечить социальные, политические и материальные раны, нанесенные гражданской войной. Даже несмотря на то, что после окончания войны Ангола демонстрирует впечатляющие темпы развития, лишь малая часть населения пожинает плоды экономического подъема. Ожидаемая продолжительность жизни ангольца при рождении — всего 52 года, 30 процентов жителей страны неграмотны.

Современные границы Анголы были определены в 1885 году на конференции в Берлине правительствами Португалии, Бельгии, Германии, Франции и Великобритании. Прежде на этих землях жили народы с самым разным политическим устройством — от разрозненных кочевых племен до автократических королевств.

Считается, что коренными жителями Анголы были племена, говорившие на койсанских языках, — искусные охотники-бушмены со светло-коричневой кожей, по телосложению похожие на пигмеев. Но в начале VI века началась одна из самых масштабных миграций народов в истории: туда, где сейчас находится Ангола, с севера (предположительно с нынешней территории Камеруна) хлынули более развитые чернокожие племена банту, владевшие гончарным ремеслом, умевшие обрабатывать металлы и возделывать землю. Они и стали доминировать в этом регионе.

Своим названием Ангола обязана Нголе, основателю королевства Ндонго. Это государство народа мбунду из группы банту создано в начале XVI века. Становление народов банту заняло не одно столетие — в результате в Африке сформировалось множество групп банту с разными этническими характеристиками, более четырехсот из них сохранились по сей день. Многие ангольцы — билингвы, владеют португальским и одним или несколькими африканскими языками. Всего в Анголе живут носители примерно сорока языков.

Королевства Конго, Ндонго и Овимбунду еще в XVI веке вступили в контакт с португальцами, которые создавали колонии на побережье Атлантики. На протяжении трех столетий судьба здешних народов зависела от португальских и африканских работорговцев. Миллионы рабов были отправлены в Северную и Южную Америку на голландских и португальских судах.

Как и следовало ожидать, в стране, которая была португальской колонией более 500 лет, большинство жителей — католики. Традиционных верований придерживаются около пяти процентов ангольцев. А многие причудливо соединяют в единое целое христианство и местные культы — например, поклонение предкам.

Из этнических групп наиболее многочисленны овимбунду (живут на плоскогорье в центральной части страны), мбунду (обитают в провинции Луанда) и баконго (их исконные земли находятся на северо-западе Анголы). Среди других крупных этносов — нгангела, лунда и чокве.

Многие жители страны на вопрос о национальности отвечают, что они — ангольцы. Но на самом деле почти все помнят о своей идентичности и лояльны своему племени. Девяносто с лишним этнических групп, живущих в разных районах Анголы, хранят свои обычаи, язык и историю.

***

Люди, танцующие в ночи у костра, — из племени мукубал


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

У этого народа, занимающегося скотоводством и возделыванием земли, весьма причудливые обычаи и традиции. Женщины, например, удаляют себе все нижние зубы, а верхние остро затачивают. Племя разводит крупный рогатый скот, но при этом они забивают бычков только для ритуальных целей, а в повседневной жизни говядину не едят. Основу их рациона составляют злаки (если их удается вырастить), яйца, молоко и курятина. Рыбу в племени мукубал в пищу не употребляют, поскольку морские обитатели, как гласит предание, помогли вернуться домой их вождю, которого много веков назад увезли на корабле португальцы.

***

Племя мукурока


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

Соба Ананаш представляет интересы племени мукурока в муниципалитете Виреи (провинция Намибе). Он ветеран войны и профессиональный следопыт: возит на сафари богатых любителей охоты из Луанды. Ананаш считает, что забытую культуру мукурока поможет возродить туризм.


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

Мукурока — одна из первых этнических групп банту, переселившихся в пустынные земли на юго-западе Анголы в XVIII веке. Здесь они смешались с койсанским племенем мукуси, поэтому одни мукурока похожи на типичных банту, а другие — на койсанов.

***

Племя мвила


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

Племя мвила объединяет несколько полукочевых этнических групп, живущих в провинции Уила на юге Анголы. Самое большое поселение мвила находится близ города Лубанго. В отличие от многих других этнических групп, бежавших от гражданской войны и засухи в соседние страны, мвила никогда не покидали пределов Анголы. Они истово хранят свою самобытную культуру и обычаи.

Массивные красные ошейники из соломы, обмазанной глиной, — непременный атрибут всех девушек мвила, достигших половой зрелости. Они носят их вплоть до замужества. После свадьбы шею женщины украшают уже многочисленные ожерелья и бусы, которые она не имеет права снимать до конца жизни. Чтобы ненароком не повредить эти украшения, женщины мвила во время сна используют специальные деревянные подголовники, которые часто передают по наследству.

Волосы женщины покрывают пастой, которая называется онкула. Делают ее из растертой в порошок охры, сливочного масла и коровьего навоза. Прическу затем украшают бусами, ракушками и даже кусочками сушеных фруктов.


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

Вождь одной из этнических групп племени мвила в компании своих многочисленных жен. Мвила — одна из первых народностей банту, переселившихся во время великой миграции на территорию нынешней Анголы. Они занимаются отгонным скотоводством, сеют пшеницу и держат пасеки. Мед мвила едят каждый день.

***

Племя нгуенделенго


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

Смешанное банту-койсанское племя нгуенделенго, к которому принадлежит эта красавица, находится на грани исчезновения. Нгуенделенго говорят на редком диалекте ньянека, разводят коз, занимаются охотой и собирательством.

***

Племя  химба


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

Кочевое племя химба ведет свое происхождение от народа гереро из этнической группы банту, который появился на территории современных Намибии и Анголы в начале XVI века. Острая нехватка влаги в засушливой провинции Кунене, где кочуют химба, породила жесткое правило: использовать воду для омовения позволено только мужчинам.

У женщин же главное средство личной гигиены — паста из сливочного масла, охры и ароматической смолы кустарника коммифора, которая наносится на все тело и придает ему красноватый оттенок, а также на заплетенные в дреды волосы. Паста защищает и от солнца, и от насекомых. Кроме того, каждый день дамы принимают «дымовые» ванны: положив в миску с раскаленными углями листья и ветки той же коммифоры, они, накрывшись одеялом, склоняются над ароматным дымом и устраивают себе «парную». Пропотев, женщины очищают раскрывшиеся поры деревянным скребком, а затем снова покрывают тело охряной пастой.

Большая белая ракушка, которую в качестве украшения женщины химба носят на груди, называется охумба и передается по наследству.


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

***

Племя мукубал


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

Большой головной убор «омпотас», который носят женщины племени мукубал, имеет весьма оригинальную конструкцию: под квадратной шляпой из цветистой ткани скрывается плетеный  каркас, между сторонами которого натянуты жгуты из бычьих хвостов. Племя, живущее в провинции Намибе близ границы с Намибией, занимается скотоводством, а также выращивает маис и сорго. Практически все работы выполняют женщины, которые пользуются в племени большим уважением как хранительницы очага и продолжательницы рода.

***

Племя мукавана


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

Мало кому из чужаков удавалось вступить в контакт с племенем мукавана. Оно живет в провинции Кунене, отрезанное от внешнего мира пустынями и горами, и занимается натуральным сельским хозяйством. Последний раз упоминалось в путеводителях для туристов, изданных в 1930-х. Женщины племени мукавана — большие модницы: они удаляют себе нижние зубы и со­­оружают на голове затейливые прически с помощью жира и коровьего навоза, добавляя для отдушки ароматические травы.


© Tariq Zaidi / ZUMA Press

Сломанные застежки-молнии, металлические гайки и шайбы, ракушки, этикетки, консервные банки, значки, пластмассовые крышки от бутылок — все идет в дело. Модницы из племени мукавана знают, как сделать неповторимый головной убор. Любой кутюрье позавидует.

14.08.2018