Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

Korean Air названа лучшей авиакомпанией  для бизнес-путешественников по версии Russian Business Travel & Mice Award. Крупнейший южнокорейский авиаперевозчик выполняет рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Иркутск и Владивосток


Двухколесный Стокгольм

Претендентов на звание велосипедной столицы мира достаточно, но шведы убеждены: этот титул принадлежит Стокгольму. Здесь в любое место можно добраться, не сходя с велосипеда
текст: Диана Черниченко
750 километров велодорожек позволяют доехать на двух колесах до любого района Стокгольма. Фото: Tullio Valente/Alamy/ТАСС

Как долго у шведов длится велосипедный сезон? «Круглый год, конечно, мы ведь на юге живем, здесь холодов не бывает», — непонимающе улыбается Маркус Нильсен. Он банковский служащий, ему тридцать четыре года, и тридцать из них он ездит на велосипеде. На календаре июнь, но на термометре всего 16 градусов, а с Балтики дует пронизывающий ветер. Представления о мягком климате у шведов, похоже, отличаются от наших. 

Впрочем, дело не только в морозоустойчивости шведов. Над тем, чтобы жители Стокгольма могли круглый год крутить педали, власти города целенаправленно работали больше десятка лет. 

Вся столичная агломерация из 26 муниципальных образований с общим населением около двух миллионов жителей, которую принято называть Большим Стокгольмом, пронизана грамотно спроектированной сетью велодорожек. Меньше чем за полчаса на велосипеде можно доехать из центра до любой окраины города, а за час — до пригорода. Но это сегодня. А еще лет пятнадцать назад велосипедисту был доступен далеко не каждый район города. Изменения начались в 2006 году, когда мэрия утвердила комплекс­ную программу по развитию велосети. В Стокгольме проложили сотни километров новых тротуаров и велодорожек, обустроили для пешеходов и велосипедистов раздельные переходы через дорогу, чтобы они не мешали ни автомобилям, ни друг другу. 

В том же году была организована система велопроката «Сити байкс». Сейчас в Стокгольме — 140 пунктов проката велосипедов. Расположены они возле станций метро и центральных площадей. Аренда одного велосипеда на три дня стоит 165 крон (около тысячи рублей), поэтому гораздо выгоднее покупать сезонную карту — она обойдется всего в два раза дороже. Сезон у «Сити байкс» стартует в апреле и длится до конца октября.

В Стокгольме десятки веломастерских, а шины всегда можно подкачать бесплатно. Фото: Johner Images/Alamy/Legion-Media

В Стокгольме десятки веломастерских, а шины всегда можно подкачать бесплатно. Фото: Johner Images/Alamy/Legion-Media

Семья Маркуса велопрокатом не пользуется: свой велосипед есть у каждого. Расклад для Швеции привычный и никого из знакомых не удивляет. Крутя педали, на работу здесь ездят продавцы и телеведущие, чиновники и университетские профессора. 

Но сегодня у Маркуса выходной — и вместо того чтобы привычным маршрутом ехать в офис, он отправляется на велопрогулку по городу. Сразу становится понятно, что прогулка будет больше похожа на бодрый спортивный велопробег: на большинстве участников движения велошлемы (по закону их обязательно носить только детям до 14 лет, но на практике это делают почти все), средняя скорость на велодорожках шириной в два метра достигает двадцати километров в час, поток едет без помех, лишь изредка притормаживая на светофорах. 

Статус королей дороги за велосипедистами окончательно утвердил план «Город для прогулок», разработанный мэрией в 2010 году и вступивший в силу через два года. Название говорит само за себя: приоритет в перемещениях по столице отдан пешеходам и велосипедистам. Для них оборудовали еще больше дорожек и парковок, десятки бесплатных пунктов для подкачки шин. Общая протяженность велодорожек в Стокгольме теперь  достигла 750 километров

Следом в табели о рангах поместили общественный транспорт с выделенными для него полосами, а личные авто опустились в иерархии на по­следнюю ступень. С них берут деньги не только за парковку (от 20 до 60 крон в час — примерно от 130 до 400 рублей), но и за въезд в центральную часть города и выезд из нее. Плата не слишком велика — в зависимости от времени суток она составляет от 15 до 35 шведских крон (100–230 рублей), но служит дополнительным барьером. Результат — ни намека на проб­ки в историческом центре.

Прогулка на велосипеде — лучший способ познакомиться с достопримечательностями шведской столицы. Вид на фешенебельный район Остермалый с острова Шеппсхольмен. Фото: Monica Gumm/laif/Vostock-photo

Прогулка на велосипеде — лучший способ познакомиться с достопримечательностями шведской столицы. Вид на фешенебельный район Остермалый с острова Шеппсхольмен. Фото: Monica Gumm/laif/Vostock-photo

Одновременно и в других городах Швеции делали все, чтобы пересадить шведов в велосипедное седло. В Гетеборге и Мальме всем, кто обещал хотя бы два дня в неделю отказываться от поездок на автомобиле, велосипеды выдавали в бесплатное пользование на полгода. Кто успевал привыкнуть к новому образу жизни, мог выкупить велосипед с большой скидкой.

Маркус держит путь на остров Юргорден. Расположенный неподалеку от центра города, когда-то он был предназначен для королев­ской охоты (отсюда и название «Звериные угодья»), а сейчас там находятся национальный парк и с десяток музеев. 

Развиваться как город­ская рекреационная зона Юргорден начал при короле Карле XIV Юхане — в то самое время, когда шведы открыли для себя велосипед. Первое упоминание двухколесного транспорта в шведской прессе датируется 1818 годом. Тогда свежезапатентованное чудо инженерной мысли привезли в страну из Германии. Новинка не прижилась: состояние дорог в стране к велопрогулкам не располагало. Лишь в 1884 году шведский фабрикант Пер Фром выпустил первый отечественный велосипед, выполненный в точности по образу и подобию британ­ского пенни-фартинга — модели с гигантским передним и крошечным задним колесом, получившей название от внеш­него вида двух монет, очень большой и очень маленькой. Сегодня велорынок в стране делят порядка десятка производителей, самый извест­ный — компания «Монарк».

Судя по количеству велосипедов «Монарк» на улицах, шведы их обожают. Молодые мамы и папы покупают к ним специальные прицепы-коляски, в которых можно возить сразу двух детей. Когда малыши подрастут, практичные родители переоборудуют прицеп для перевозки грузов.

Веломаршрут Маркуса завершается в Гамла Стане. Проезжая по брусчатке, он указывает рукой на здание с вывеской Gamla Stans Cykel. Один из самых старых в Стокгольме велосипедных магазинов работает на этой улице ровно сто лет. В витрине рядом со скоростными шоссейниками стоит антикварный пенни-фартинг. Возможно — тот самый, с которого когда-то началась история двухколесного Стокгольма. 

Шведская архитектура, исторические и современные здания. Стокгольмские аллеи и велосипеды. Фото: shutterstock.com

Шведская архитектура, исторические и современные здания. Стокгольмские аллеи и велосипеды. Фото: shutterstock.com


ВИЗА
Для въезда в Швецию гражданам России нужна шенгенская виза. Оформить визу можно в Шведском визовом центре.
Москва, Сущевский Вал, 31/1. 
Тел.:  +7 495 668 14 94 

РЕЙСЫ
Ежедневно «Аэрофлот» выполняет несколько рейсов из московского аэропорта «Шереметьево» в Стокгольм.

СМОТРЕТЬ
Музей фрегата Vasa 
Спущенный на воду летом 1628 года, корабль Vasa должен был стать флагманом шведского королев­ского флота, но из-за ошибок в расчетах затонул через полчаса после первого выхода в море. Спустя три с лишним века его подняли со дна Балтики, а впоследствии отреставрировали и превратили в один из самых популярных шведских музеев. Музей расположен на острове Юргорден.

НОЧЕВАТЬ
Хостел Jumbo Stay
Владелец Jumbo Stay выкупил «Боинг-747» у обанкротившейся шведской авиакомпании «Трансджет» — и обустроил в нем 27 номеров для проживания. На одном из крыльев открыта летняя терраса, в кабине пилотов разместился двухместный люкс, а завтрак выдают в касалетках (алюминиевых контейнерах, в которых стюардессы разносят обед пассажирам). 
К услугам тех, кто желает отведать экстремальной экзотики, — номер площадью всего 2,5 квадратных метра в отсеке для шасси.

ЕСТЬ
Ресторан Gondolen
«Лучший вид на этот город!» — в один голос восклицают все, кто хоть раз побывал в ресторане Gondolen. Фешенебельное заведение расположено на верхнем этаже одной из городских высоток близ стокгольмской гавани. Меню — гибрид традиционной шведской и современной кухни (особенно хвалят фрикасе из мидий со спаржей, террин из утиной печени и сезонный десерт из ревеня). Цены демократичными не назовешь, но из желающих по­ужинать и сделать панорамные фото выстраиваются очереди.

30.06.2017