Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


Гражданин мира: Анабела Кардозу

Португальская художница Анабела Кардозу уже четверть века расписывает и реставрирует в родной стране и в бывших колониях азулежу — традиционные изразцы, которыми принято украшать и фасады домов, и интерьеры
текст: Наталья Майборода

GEO Анабела, почему вы стали расписывать плитку? 

Анабела Кардозу В 17 лет я повстречала мастера, который занимался азулежу. 
Так я получила возможность узнать об этом традиционном португальском ремесле. С тех пор я им и занимаюсь — вот уже 30 лет. 

Где учат этому как профессии?   

Как ни странно, но в Португалии нет таких школ или университетов. Это сейчас наши изразцы сверхпопулярны, государство их охраняет и заставляет домовладельцев реставрировать плиточные фасады. Туризм тоже внес свою лепту — когда люди из других стран восхищаются азулежу, сам тоже начинаешь их ценить. 

30 лет назад изразцовые фасады были повсюду, португальцам и в голову не приходило их считать ценными. Мало кто хотел учиться их расписывать. А кто хотел, шел к потом­ственным мастерам, которые учились у отцов и дедов. 

Сколько таких мастеров в Португалии?

Сложно сказать, но в Лиссабоне я их знаю около десяти. Ко мне тоже обращаются с просьбой научить, и я с удовольствием делюсь знаниями. Уже обучила восьмерых. Кое-кто из них сейчас трудится в моей мастерской, других я периодически привлекаю к работе над крупными объектами. 

Что это за объекты?   

Фасады домов, соборы. Я реставрирую азулежу в Португалии и бывших португальских колониях — Бразилии и Индии. 

Чтобы отреставрировать фасад одного жилого здания, нужно изготовить и расписать до четырех тысяч изразцов. Я использую трафарет — для каждого цвета свой. Эту технику применяют в Португалии с XIX века. Работа кажется несложной, но на нее уходит три-четыре месяца. 

Почему так много?   

Потому что в своей мастерской я могу обжечь не больше ста тридцати азулежу в сутки. А расписать и того меньше — около шестидесяти, если изразец простой, и дюжину, если узор сложный. Кроме того много времени уходит на подбор оттенка, который использовал мастер. Ведь когда твои изразцы окажутся в одном ряду с оригинальными, даже самое незначительное отличие бросится в глаза. По­этому если повреждено много плиток, мы их все снимаем с фасада и заново перекладываем. Нижние этажи домов облицовываем оригинальными изразцами, а верхние — новыми, чтобы было не так заметно. 

Реставрировать интерьеры легче?

Вовсе нет. На фасадах узоры повторяются. В интерьерах же преобладают сюжеты со множеством деталей. Чтобы сделать десять церковных изразцов, может потребоваться два месяца. 

Для начала нужно найти в архивах упоминания о том, как выглядела утраченная часть панно, потом подобрать оттенки, толщину линий. Это сейчас можно контролировать процесс обжарки изразцов, а раньше печь топили дровами. Температура, заполненность печи и даже то, где находился изразец, — все это влияло на цвет. Расписать и обжечь азулежу, как это делали в старину, — самая сложная часть моей работы. 

А самая приятная?
Проходить мимо домa и видеть на нем свои изразцы. 

Фото: Natalia Maiboroda

21.04.2017
Связанные по тегам статьи: