Первые одомашненные собаки — согласно популярной гипотезе — появились на юге Китая как минимум 15 тысяч лет назад, однако точное время и место их приручения определить очень трудно. По некоторым данным, предки домашних и диких собак впервые генетически отделились от волков ещё 32 тысячи назад, а то и раньше. В качестве места появления первых «друзей человека» в разное время назывались и Европа, и Африка.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, генетик Адам Бойко из Корнелльского университета и его коллеги, которые занимаются эволюцией собак, проанализировали генетическую информацию почти 5,4 тысячи собак. И получили «веские доказательства того, что собаки были одомашнены в Центральной Азии, возможно, недалеко от современных Непала и Монголии».

Исследователи использовали несколько источников наследственной информации: аутосомы, то есть парные хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов, Y-хромосому и митохондриальную ДНК — в митохондриях, «электростанциях» клеток, которая наследуется от матери. Всего анализ охватил более 4,6 тысячи чистопородных собак и примерно 540 уличных и деревенских — они не относятся ни к породистым, ни к помесям, и генетически ближе к общим предкам всех домашних собак.

В итоге самое крупное в своем роде исследование показало: судя по генетическому разнообразию популяций, домашние собаки, появившись в центральной части Азии, постепенно распространились на восток, в том числе и на юг Китая, в Индию, Вьетнам и далее по всему миру.

Как отмечают авторы статьи, в период мезолита, примерно 12-17 тысяч лет назад, волки и древние люди на этой территории охотились на одних и тех же крупных животных. Конкуренция за пищу наряду с меняющимся климатом могла вынудить первых собачьих предков превратиться в падальщиков в симбиозе с человеком и приспособиться к своему новому статусу — например, став менее агрессивными.

Весной 2015 года другая группа японских ученых сделала любопытное предположение: возможно, собаки когда-то тоже «приручили» людей. Их предки научились смотреть человеку прямо в глаза и устанавливали таким образом эмоциональную связь, подобную той, что возникает между родителем и ребенком — через окситоцин, «гормон счастья», который при таком зрительном контакте выделяется и у собаки, и у человека. geo_icon