Кажется, что самолет садится прямо на воду – посадочная полоса вырастает из моря и упирается в берег – Лазурный. Ницца встре­чает мелким дож­диком – прият­ный сюрприз после 35-градусной московской жары. Минут двадцать на машине по петляющему шоссе – и я в Грассе. Когда-то этот городок на юге Франции прославили парфюмеры, а в наши дни былую славу воскресил бестселлер Патрика Зюскинда. Конечно, погуляв по средневековому центру, логично зайти в знаменитый музей парфюмерии. Только он сейчас на реконструкции, так что придется отложить знакомство с историей духов до лучших времен. Зато можно собственными глазами увидеть поля майской розы. Настоящий эксклюзив!

Сейчас в окрестностях парфюмерной столицы Франции осталось не так много фермеров, выращивающих розу и жасмин. Поля, которые мне предстоит увидеть, принадлежат  семейству Мюль, но весь их урожай предназначен только для Chanel, контракты заключаются на 10 лет вперед. Производители цветов в пятом поколении, Мюли сумели сохранить традиции выращивания, сбора цветов и извлечения из них ароматических субстанций.

Из огромного множества сортов роз при производстве духов используют всего две ботанические разновидности – это Rosa Centifolia (майская, прованская роза), которая растет в Грассе и Марокко, и Rosa Damascena (дамасская роза), ее выращивают в Болгарии и Турции. Грасская роза – самая дорогая. Сегодня многие парфюмерные Дома, в том числе и французские, идут по пути снижения себестоимости своей ароматической продукции. Но к Chanel это не относится – для компании, верной принципу аутентичнос­ти, важно сохранить ту самую розу,  которая в 1920-е годы вошла в состав первого и до сих пор самого продаваемого аромата Великой Мадемуазель – Chanel No 5.

Сама история создания духов, превратившихся в культурный феномен ХХ столетия, давно уже стала легендой. Лето 1921 года Габриэль Шанель проводит в Монте-Карло. Уже проторена дорога к славе: владелица модных Домов в Париже и Биаррице, Мадемуазель создала свою концепцию элегантности и стиля женской одежды – свобода, простота, комфорт. Но самое главное, ей удалось перешагнуть, казалось бы, непреодолимую пропасть: Габриэль Шанель, незаконнорожденная дочь бродячего торговца и крестьянки-поденщицы, нищая выпускница католического приюта и продавщица в маленьком магазинчике провинциального городка стала успешной, обеспеченной, крепко стоящей на ногах молодой женщиной.

На Лазурном берегу Коко появляется в сопровождении своего близкого друга, великого князя Дмитрия Павловича (кузена Николая II, замешанного в убийстве Распутина и удаленного от царского двора за границу еще до революции в России), художника Хосе Марии Серта и его жен ы Миси. На досуге рождается идея – Шанель должна выпустить духи под собственной маркой. Смелый проект вполне в духе Коко: в то время модельеры и парфюмеры еще творили в параллельных мирах.

Князь Дмитрий знакомит Мадемуазель с Эрнес­том Бо. Сын французского парфюмера, он родился и большую часть жизни провел в России, работал для «Ралле» (в советское время хорошо известная фабрика «Свобода»). После революции 1917 года Эрнест вернулся во Францию и жил недалеко от Грасса, в местечке Ла-Бокка.

Шанель приезжает в лабораторию Бо – парфюмер экспериментирует с альдегидами. Эти высоколетучие химические соединения сообщают цветочным нотам в составе аромата воздушную легкость. Габриэль формулирует задачу: ей хочется создать духи, не похожие ни на один другой аромат, с запахом многогранным и противоречивым, недосказанным и запоминающимся, "аромат жен­щи­ны, который пахнет женщиной".

Эрнест Бо блестяще воплотил в жизнь оригинальные идеи Мадемуа­зель: при всем богатстве цветочных мотивов в архитектуре Chanel No 5 нет доминирующих нот, в составе аромата не менее 80 компонентов, усиленных альдегидами, впервые использованными в таких пропорциях, но основу его составляют жасмин и роза, выращенные на полях Прованса.Читать дальше >>>