Франция, конец XIX века. Ландшафтное проектирование великолепно развито. Французы прошли и через регулярные сады времен Людовика XIV, и через сады в английском духе, где стремление к естественности ставилось превыше всего. А теперь представьте, Марокко. Исламская страна, колония. И вдруг такое? Сады, которые поражают, которые удивляют, которые вдохновляют...

Нанси-Марракеш

Жак Мажорель родился в 1886 году в Нанси. Он обучался сначала в Школе Изящных Искусств в Нанси, а затем в Академии Живописи в Париже. Молодой художник влюбился в Юг окончательно и бесповоротно, когда жил в Испании. Ему не давали покоя фантазии о Востоке. И вот в 1910 году Мажорель открывает для себя Египет и величественный Нил. С тех самых пор его сердце навсегда принадлежит Ориенту.

Спустя 9 лет, он все-таки решает обосноваться в Марокко, в Марракеше. Повседневная жизнь марроканцев стала темой его картин. Невообразимые цвета, геометрия, пропорции марроканских домов, деревень, рынков вдохновляли художника на создание новых полотен. Жак Мажорель принимал участие в создание стенных росписей отеля «Мамуния» в Марракеше. В 1945 поиски прекрасного привели его в самое сердце Африки. Художник побывал в Судане, Гвинее, Нигере, Сенегале.

В 1924 году Жак Мажорель построил резиденцию в традиционном стиле марроканских дворцов: уникальное сочетание архитектуры, воды и растений. Спустя несколько лет архитектор Поль Синуар возвел для него «синюю» мастерскую, теперь в ней находится Музей Исламского Искусства.

Мажорель создал уникальный сад – иллюзию, мираж в самом сердце Востока. Он привозил для своей ботанической коллекции растения со всех уголков земного шара: кактусы, юкки, бугенвилии, водяные лиллии. Со временем сад превратился в маленький рай, оазис посреди пустыни. В 1947 детище художника предстало перед публикой.

В настоящее время сады принадлежат известному кутюрье Ив-Сент Лорану и Пьеру Берже. В бывшей мастерской художника располагается выставка объектов, принадлежащих теперешним владельцам. Это уникальная коллекция предметов искусства Магриба, Востока, Африки и Азии. Керамика, украшения, оружие, текстиль, ковры.

«Сине-желтое» чудо

Я попала в Сады Мажорель, когда был полдень. Солнце нещадно пекло, воздух плавился. Несмотря на то что на календаре был март, температура стояла + 33 С. Для путешествия в Марракеш это самое лучшее время, так как летом столбик термометра поднимается гораздо выше + 40 С. Когда я вошла в сад меня охватило ощущение тишины и покоя. Я словно переступила некую черту, отделяющую шумный, суетный Марракеш от некой обители спокойствия. Прохлада? Вряд ли. Под кронами густолиственных деревьев, конечно, не так жарко, но за счет множественных водоемов создается высокая влажность. Тропики, да и только. Думается, что это и была одна из задач Мажореля. Дать почувствовать – будто ты и не в Африке совсем, перенести посетителя в другую точку земного шара, куда-нибудь на острова Тихого океана, например.

Каждый посетитель может взять бесплатный путеводитель, включающий краткую историческую справку и карту. Сады небольшие по размеру, но порой без карты не обойтись, запутаешься. Первое, что вы увидите, войдя на территорию, небольшой бассейн и фонтан. Вода, вода, вода везде. Водоемы, бассейны, фонтаны, различные системы орошения. Сады – это очаровательное единство воды и растений, создающее неповторимый природный ансамбль.

Идем далее по тенистой тропинке. Именно тропинке, поскольку ее ширина всего 40-50см. Над вами нависают кроны деревьев, лианы. Ощущение будто ты находишься не в городе, а в джунглях. Да, городские джунгли и одновременно природные. Слева представлена большая коллекция разнообразных кактусов – территория пустынь, справа – территория тропиков: лианы, аукубы, дифинбахии, бугенвилии. Для удобства посетителей растения снабжены табличками с названиями. Так что для любителей ботаники это будет особенно интересно.Читать дальше >>>