Катакомбы представляют собой подземный лабиринт, протянувшийся на сотни километров под Парижем, причем экскурсионная часть его лишь 1,5 км.
Костехранилище  было создано еще в конце 18 века, когда по просьбе жителей центр квартала в 1870 г. было закрыто кладбище «святых невиновных» (Санта Инносент), самое важное в Париже в связи с опасностью для общественного здоровья. Служба по защите парижских недр выбрала место – пещеры, расположенные в месте Томбе-Исуар (Tombe-Issoire). Они были созданы еще в средние века в связи с ростом города для добычи строительного материала, камня, из которого построено большинство домов и церквей в Париже. Затем катакомбы превратили в место для захоронения, сюда были перенесены останки с нескольких кладбищ из-за их переполненности в те времена.

С начала 19 века катакомбы открывают для публики. Они вызывают всеобщее любопытство, привлекая многочисленных посетителей , в том числе знаменитых, например, Фридриха I, императора Австрии, который посетил их в 1814 году, и Наполеона III, который был здесь в 1860 г. со своим сыном.
Теперь это музей. Он находится  на  улице Defert-Rocherau,1 – это в центре города, примерно в 30 минутах ходьбы от Лувра.

На входе можно взять буклеты с  информацией и схемой катакомб (на 3 языках: французском, английском и испанском, но в реальности оставались только французские и  испанские). Еще в музее существует экскурсия, но ведется она только на французском языке.

Длинный спуск по винтовой каменной лестнице – и ты попадаешь под землю. По моим ощущениям, глубина составляла метров 50, хотя на самом деле было не более 20 метров. На пещеры, в которых я бывала,  это подземелье мало походило – пол длинного узкого коридора был вычищен, через каждые шесть метров висели лампы. Да и на лабиринт не очень похоже, так как было мало ответвлений, а те, что попадались по пути находились за решёткой. Идя по подземному коридору на его стенах можно увидеть таблички, указывающие название улиц, над которыми вы проходите. Прогулка по пустынному коридору неприятно затягивалась, и я все недоумевала: где же стены,  сложенные из черепов и костей? Но вот на пути стали возникать другие объекты, но все же это было еще не само костехранилище.
Зал, более просторный чем коридор, названный «мастерской», полностью состоит из породы , а чтобы держать хрупкий потолок, по бокам стоят сложенные из камней опоры.

В соседнем зале находится галерея Порт-Маон, состоящая из макетов замков. Эти макеты соорудил один из рабочих рудников, участвовавший в войне. Он создал в стене макет крепости Порт-Маон – крепости главного города острова Менорка – где этот рабочий находился в плену у англичан. По существу, эти произведения искусства не относятся к предмету данного музея, но, тем не менее, они отлично вписываются в окружение. В прочем, в катакомбах есть несколько памятников тому, что не представляет особого интереса  для посетителей, например, памятники, посвященные деятельности рабочих подземелья (чаша, из которой они пили воду, колодец, где они мыли ноги) или памятные таблички, сообщающие о посещении музея какой-либо важной персоной. Видимо, это результаты уважения французов к своей истории.

Наконец мы добрались до входа в само костехранилище. Его подпорки украшены орнаментом, а над самим входом висит табличка с надписью: «Здесь царство смерти» . Это первое предложение-размышление о хрупкости человеческого бытия, а таких здесь встречается множество.  Надписи на этих табличках, в основном, на латинском, но смысл легко улавливается.

И вот мы окружены останками, расположенными на протяжении примерно 780-метровой галереи. Стены от пола до потолка аккуратно сложены из костей и черепов, а на некоторых из них  можно увидеть целые узоры из останков. Первые кости, датируемые 1786 годом, складывались без всякого порядка. И только с приходом Риккардо де Тюри (нового инспектора каменоломни) все было приведено в порядок.Читать дальше >>>