Столица автономной территории канадских эскимосов город Икалуит встретил меня мокрым снегом и пронизывающим ветром. В ярко желтом здании аэропорта полно людей: англиканский священник провожает эскимосских девочек в соседний поселок на фестиваль традиционного горлового пения, чета канадских евреев, работающих адвокатами в Икалуите, отправляется в отпуск на Багамы, немецкие туристы скупают стеклянные иглу, плюшевых моржей и инукшуки – традиционные эскимосские скульптуры. Я прилетел в Нунавут!

"Время, когда мы жили на земле"

До середины XX века эскимосы кочевали в поисках пропитания, зимой и весной охотились на тюленей, белых медведей, осенью преследовали стада северных оленей (карибу), занимались рыболовством и собирательством, некоторые прибрежные группы добывали морского зверя (кита, белугу, нарвала). Кочевому образу жизни была подчинена социальная структура, обряды, законы родства и особенности жилища.

После длительной дороги по заснеженной пустыне муж и жена могли за два часа построить иглу  - уникальный дом из блоков спрессованного снега. Канадские эскимосы мигрировали вслед за животными, объединялись зимой в крупные общины и разбредались семьями по Арктике с наступлением лета. В летний период у эскимосов практически не было времени на отправление религиозных культов и выполнение социальных практик. Инуиты расходились по тундре в поисках оленей и другой дичи. Началу зимнего периода, особенностями которого являлись жизнь в общинных иглу на океаническом или морском льду, охота на тюленя через лунку, предшествовал переходный период (октябрь-ноябрь), ознаменованный подготовкой к зиме. В это время инуиты продолжали наземную охоту на песцов и другую мелкую дичь, занимались рыболовством. Чтобы успеть до наступления полярной ночи, женщины спешно принимались за шитье одежды, а мужчины за изготовление и починку охотничьего снаряжения и саней. В темный период года (конец ноября – середина января), сменяющийся непродолжительными тусклыми сумерками, женщинам запрещено было шить новую одежду – они могли лишь чинить и штопать старую. Разбросанные по просторам Арктики в летнее время, инуитские семьи на зимний период собирались вместе, чтобы к концу ноября – декабрю откочевать на морские льды, где они строили иглу. После удачной охоты на тюленя или в период непогоды, когда охотники были вынуждены оставаться в лагере и не имели возможности добывать пищу, инуиты устраивали общинные праздники в "танцевальном иглу", сопровождавшиеся состязаниями, всевозможными играми, борьбой, атлетическими упражнениями, пением, рассказыванием охотничьих историй и легенд, камланием шамана, игрой на барабанах и танцами. В ходе церемоний, имевших место в общинных иглу, происходил обмен опытом, осуществлялась так необходимая социализация. Во время религиозных церемоний и общинных праздников снималось напряжение от интенсивной и экстремальной хозяйственной деятельности арктических жителей.

Традиционная кочевая жизнь закончилась в 50-60е годы XX века. Теперь инуиты живут в поселках американского типа, ездят на машинах, интересуются жизнью канадских и американских звезд, многие регулярно летают в Южную Канаду. Евро-канадское массированное проникновение на Север внесло глобальные изменения в повседневную и социальную жизнь, менталитет и культуру коренного населения Арктики. Однако эскимосы не превратились в южных канадцев, не потеряли своей самобытности.Читать дальше >>>