Сидя в кабинете офиса трудно представить шумные города Великого Шелкового Пути на месте огромных одиноких курганов, окруженных бескрайними полями, или сложить яркую картину из осколков истории, на которой бы были великолепные дворцы и минареты, порталы рабатов и караван-сараев, да в которых бы ещё и кипела жизнь!

Стоп. Но, если мы всё же отложим свои бесконечные дела и хлопоты, выберем несколько дней и отправимся… всего лишь в Каракалпакстан, непослушная мозаика Хорезмского оазиса сложится мгновенно, стоит только отъехать от Нукуса на несколько десятков километров в сторону города Ходжейли.  

Уже на западной окраине Ходжейли, по обе стороны дороги, ведущей к городу Куня-Ургенч (средневековая столица Хорезмшахов), расположено довольно большое городище (250 гектар). Пока мы шагаем к городищу, настраивая фотокамеры, наш проводник и гид Гайратдин Ходжаниязов, заведующий отделом археологии Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, кандидат исторических наук рассказывает историю памятника:

- История сохранила древнее название этого городища – «Миздахкан» («Мардаджкан»), которое неоднократно упоминается в сочинениях средневековых арабских географов. О Миздахкане упоминают ибн-Русте, писавший в 903-913 годах, аль-Истахри в сочинении, написанном около 961 года на основе не дошедшего до нас труда известного географа Абу Зайд Ахмад ибн Сахл аль Балкхи (850-934). Впервые памятник был обследован в 1928-29 гг. профессором Санкт-Петербургского университета А.Ю.Якубовским, который вслед за академиком В.В.Бартольдом идентифицировал городище с Миздахканом, известным по средневековым арабским источникам. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, здесь работают ученые-археологи Каракалпакстана.
Древнейшее  поселение Миздахкан возникло на западном холме (Гяур-кала) в IV-III вв. до н.э. В IX-XI вв. город подвергается реконструкции, строится крепость с цитаделью. На смену зороастризму (огнепоклонничество), игравшему значительную роль на обширной территории Средней Азии, приходит ислам. Этим объясняется смена зороастрийского типа погребений на некрополе города в сосудах и оссуариях на новые типы по мусульманскому обряду. Город  расширяется и процветает, через него проходит одна из дорог Шелкового пути, однако монгольское нашествие на Хорезмский оазис в XIII веке приводит к тому, что жизнь в Миздахкане временно приостанавливается. Во второй половине XIII-XIV вв. к северу от Гяур-кала возводится новый обширный торгово-промышленный неукрепленный город, занимающий 80 гектар.

…И вот мы на территории Миздахкана. Нас приветствует здешний  священнослужитель – мулла, читает традиционную молитву, а затем приглашает совершить зиарат (паломничество). Так как восточный холм полностью занят древним некрополем, использующимся для погребений по сей день, мы повязываем на головы шелковые косынки, ведь грех ходить здесь простоволосой (кстати, традиция покрывать голову женщины платком или накидкой при посещении мест погребений есть почти у всех народов мира). Древнейшую часть восточного холма составляет оссуарный памятник – место костных захоронений. Здесь же находятся мусульманские погребения эпохи средневековья и позднесредневековья и расположен ряд историко-архитектурных памятников, составляющих комплекс Миздахкан. Жженый кирпич, облицовочные плиты, покрытие стен свидетельствует о высоком уровне развития зодчества в средневековом восточном государстве.Читать дальше >>>