Мы часто не придаем значения или вовсе не обращаем внимания на то, что нас окружает. «И чего вас только на эту гору несет»,- cетует ранним утром наш водитель, пока УАЗ с грохотом прыгает по бревнам на переправах через ручьи. 24 километра отделяют ближайший населенный пункт - некогда многочисленное село Гимолы - от трехглавого плато Воттоваары. Жизнь поселка скудно тянется из года в год, поддерживаемая обильными урожаями ягод.

Местные не любят уходить далеко на север, в «гнилые места» - так называет этот район хозяйка единственного в поселке магазина. Между тем у них есть своя история – во времена финской кампании в этих краях велись ожесточенные бои. Под соседствующей с Воттоваарой безымянной вершиной, прозванной в народ «Смерть-горой», с которой велся артобстрел, полегло немерено как русских, так и финских солдат, и по сегодняшний вид в этом районе находят старые снаряды. Во многом эта нелюбовь и стала причиной тому, что вплоть до 90-х годов минувшего века об уникальности ландшафта этой горы не было известно.

Сейды – бесчисленные замысловатые камни, покрывающие в несколько квадратных километров поверхность горы – самое драгоценное сокровище здешней природы, привнесенное ей человеком. По своей сути – это наименее строгая форма мегалитов, представляющая собою необработанные камни, сложенные в апропорциональной cооружение, где центровой камень, масса которого, во много порядков выше – лежит на трех «ножках» - незначительного размера. Ножкой также может служить и само, искусственно обработанное, основание камня. Иногда сейдом может являться и пирамидоидальное сооружение из плоских камней, симметрично сложенных плитами.

Для лопарей-саамов, коренного населения этих земель, cейды служили «окном» в мир духов – им поклонялись, приносили жертвы в виде пищи и иные подношения, имели место жертвенные cейды – капища. Самые могущественные из почивших шаманов привносили душу в камень. Камням придавали магические способности. Успех в деле, урожай, погода – являлись отражением воли живущих в них духов.

Сейды представлялись не просто обителями, но и одушевленными объектами: это качественно отличает их от других каменных сооружений - мегалитов. Культура cаамов приписывала им собственное сознание. Если допускать за возведением cейдов высокую и сильно развитую культуру и понимание, то очевидно, что мировоззрение коренных народов разительно отлично от современного - подготовленного развитием греческой «цивилизации», базирующейся на идеи линейного развития.

..Природа Карелии, обрамляющая окружающий мир, только подчеркивает красоту и уникальность каменных изваяний, включив их за много столетий в свое единство. Кустарники черники и северный мох обрамляют практически каждый камень.

С вершины геодезического знака открывается бескрайний простор окрестных земель, холмов и болот на многие километры в даль, камни лежат на подступах к вершине, подбираясь, все более и более тесными кругами, тяня за собою длинный шлейф уникального рельефа.

Воттоварская возвышенность имеет все основания, чтобы получить статус ландшафтного заповедника. На то есть ряд причин. По своему масштабу ни одно скопление северных мегалитов не сопоставимо с каменными россыпями этой горы.

К сожалению, сегодня будущее этого рукотворного чуда, полностью взятого под свое покровительство природой, находится под угрозой. Все новые и новые каменоломни, карьеры и добытчики открываются с каждым годом на близлежащих территориях, в то время как конструкция большинства камней шатка и любая сейсмоактивность может повлечь разрушение конструкции.

В рамках нашей экспедиции были обнаружены первые следы пагубного воздействия человеческой деятельности на ландшафт – покореженные, провалившиеся и разрушенные cейды на наиболее тонких постановках, разбитые плиты.

Только достаточная изоляция этих мест от крупных рекреационных зон и поселений обусловила сохранность данного колоссального комплекса вплоть до наших дней. geo_icon