История – самая непредсказуемая наука – так гласит молва. Ещё в середине XIX в. учёные умы полагали, что искусство и первобытность -  понятия несовместимые. Действительно, какое искусство, когда наши предки не могли слепить горшок, чтобы вскипятить воду? Поэтому когда испанец Марселино де Саутуола в 1880г. опубликовал сообщение о том, что на скалистых стенах в пещере Альтамира в своём поместье в Кантабрии он обнаружил наскальную живопись, созданную, вероятно, в доисторическую эпоху, научное сообщество попросту обвинило его в подлоге. Якобы изображения современные, и созданы они были художником, другом Саутуолы, одно время гостившим у него в замке.

Но, вопреки ожиданиям учёных, за находкой Саутуолы последовали другие, в других пещерах, игнорировать их становилось уже невозможно, и спустя двадцать с небольшим лет существование палеолитической живописи было признано научным фактом, а честное имя испанского идальго восстановлено. Правда, сам идальго до этого не дожил. С тех пор количество вновь открытых пещер, где была найдена палеолитическая живопись, выросло до нескольких сотен.

Вспомнил ли о судьбе Саутуолы аквалангист Анри Коске, когда спустя более сотни лет, в 1991г., нашёл наскальную живопись на стенах открытой им пещеры на Лазурном берегу? В любом случае, судьба французского дайвера сложилась иначе. Впервые Анри Коске обнаружил эту пещеру в 1985г., погрузившись в воды Средиземного моря в небольшой бухте в департаменте Буш-Дю-Рон, неподалёку от Марселя. Всё побережье между Марселем и местечком Касси изрезано такими скалистыми бухточками, которые французы называют calangue, поэтому вся местность получила название Calanques – Каланк. Собственно, большая часть палеолитических изображений обнаружена в приморских районах Франции и Испании, где климат благоприятствует  сохранению наскальной живописи в многочисленных пещерах.

Эти благословенные места из года в год притягивают туристов, спелеологов, аквалангистов, и кажется, что всё здесь давно уже известно и открыто, но морское побережье всё-таки преподносит исследователям сюрпризы. Обнаружив на глубине тридцати семи метров вход в заполненный водой подземный коридор, Анри Коске и не предполагал, какие удивительные открытия ждут его внутри. До этого, однако же, было ещё далеко. Коридор оказался поднимающимся вверх и очень длинным – длина его составляла около 175м. Чтобы преодолеть это расстояние, дайверу пришлось погружаться раз за разом в течение шести лет. Когда же в 1991г. он наконец достиг противоположного конца коридора, то оказался в подземном зале c шириной больше пятидесяти метров. Зал находился выше уровня моря и был лишь слегка подтоплен. Там он обнаружил множество нарисованных и процарапанных в стене изображений – здесь были лошади, олени, бизоны, отпечатки рук… С противоположной от входа стороны Коске обнаружил шахту, тёмную пропасть. Глубина её составляла порядка 14-ти метров.

Анри Коске поспешил сообщить о своём открытии учёным. Времена Саутуолы давно миновали, исследователи обратили на пещеру пристальное внимание и присвоили ей имя её первооткрывателя. Теперь она известна во всём мире как пещера Коске. Но как попасть туда специалистам, если даже опытному ныряльщику понадобилось шесть лет, чтобы преодолеть 170-метровый проход?  Выход был найден. В пещеру отправилась группа аквалангистов, которой с пришвартовавшегося неподалёку судна руководил крупнейший французский эксперт по наскальной живописи – Жан Клотт. Аквалангисты доставили в подземный зал необходимую аппаратуру, с помощью которой оператор сделал множество прекрасных фотографий. Ещё были взяты пробы краски, чтобы можно было провести радиоуглеродный анализ и установить возраст рисунков. Так на археологической карте Франции появился новый объект.Читать дальше >>>