Что такое Соловки? Самое простое определение: архипелаг в Белом море.

Если копнуть чуть глубже, помимо цепочки островов, можно разглядеть цепочку разнополярных исторических эпох. Первые «гости» Соловков – саамы, корелы и чудь – оставили на них 35 лабиринтов возрастом 4-5 тыс. лет. Соловецкому монастырю острова обязаны неприступной валунной крепостью. А монастырским «отщепенцам», отшельникам-аскетам – существованием скитов острова Анзер. Большую часть из миллиона прошедших через СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) и его филиалы на материке этот «зверь» «затоптал» в местную землю. Но именно в годы его «жизни» на Соловках здесь появились Ботанический сад и биостанция. Вторая Мировая война оставила свой «след» на архипелаге руками соловецких юнг – детских военных отрядов. На их учебные землянки и сегодня можно набрести, гуляя по лесам Большого Соловецкого острова. 

Побывав на Соловецком архипелаге, можно посетить сразу  несколько природных зон. По правую руку – на Большом Соловецком острове – тайга, а по левую – на Малой Муксалме – уже самая настоящая тундра. Растительную пестроту дополняет пестрота мира животного: стада белух в море сопровождают стаи полярных крачек в небе. А над всем этим великолепием с октября по апрель светится уникальное (кольцеобразное) северное сияние. То, что Соловки – памятник не только религиозный, но и археологический, культурный, исторический, природный, очевидно каждому, кто хоть раз побывал на этой земле.

Уже не первый год за право обладать этим национальным достоянием (оно же часть Всемирного наследия ЮНЕСКО) борются Соловецкий монастырь и Соловецкий музей-заповедник. Местные жители в основном полагают, что суть спора в банальном переделе собственности. «Вера – глубоко интимное дело. А религия – это еще и политико-экономический  институт, – считает местный гид, автор книжной серии «Исторический путеводитель» Олег Кодола. - Монастырь до времен СЛОНа был очень богатым. Например, в 16-17 веках он был единственным поставщиком соли в Российской Империи и крупнейшим собственником Поморья. Практически все местные жители работали тогда на его производствах. Видимо, сейчас монастырь решил вернуть себе былое благосостояние за счет монополизации доходов от туризма».

Чтобы убедить всех в бескорыстности своих мотивов, монастырь разработал "Концепцию сохранения и восстановления исторического наследия Соловецкого монастыря до 2029 года". Но многие Соловецкие скиты действия ее на себе пока не почувствовали. Ни монахи, ни музейные работники не смогли уберечь от пожара келейный корпус 19 века в Исаково. А построенный век назад деревянный корпус Свято-Сергиевского скита, что на острове Большая Муксалма, сегодня пустует и гниет под прохудившейся крышей.

Однажды монастырь в лице монаха Авеля решил взяться-таки за восстановление построек Свято-Сергиевского скита. Священнослужитель, воспользовавшись своими связями в миру, достал для реставрационной техники несколько цистерн топлива и привез их на остров. Но очень скоро Авель покинул монастырь, так и не осуществив задуманного. Цистерны с бензином и разрушающиеся корпуса остались стоять… Чуть позже, лет двадцать назад, Министерство культуры попросило живущих и работающий на Большой Муксалме добытчиков морской капусты удалиться под предлогом необходимости восстановления зданий. Но до сих пор «руки» музея до Свято-Сергиевского скита не дошли. «Когда в доме живут, он хоть не разрушается так быстро, - рассуждает один из «выселенных» добытчиков водорослей, Владимир Губич. – Сейчас деревянный корпус пустой и уже почти погиб. А каменный еще хоть как-то держится, потому что там живет группа поломников-трудников из Подольска. Они, конечно, что-то делают. Но этого недостаточно, чтобы здание восстановить и даже просто отремонтировать. Тут нужны не только обещания монастыря или музея, но и их конкретные, систематические действия».Читать дальше >>>