Мысль рассказать о каракалпакской вышивке и мастерицах появилась давно, но, видимо, всему отведен свой час. Поводом для статьи стал случай в кафе в Ташкенте. Иностранец из-за соседнего столика спросил разрешения сфотографировать меня, вернее даже не меня, а вышивку на накидке, которая была на мне надета. Он фотографировал и громко восхищался красивым орнаментом и затем со знанием дела заметил, что это изумительная техника и очень тонкая работа, которая присуща только каракалпакским мастерицам. Здесь пришло время восхититься мне, - переполняла гордость за своих землячек, работы которых, как оказалось, не только знают за рубежом, но и узнают по технике исполнения в буквальном смысле на улице. Накидка приобрела новый смысл, перейдя из разряда красивой, оригинальной одежды в разряд "книги таинств", которую могли прочесть только настоящие ценители искусства, благодаря именно ручной вышивке, которой каракалпакские умелицы её щедро украсили. Красными и желтыми нитями с помощью разных орнаментов они вышили таинственные сказки и описали реальные события, мечты о будущем и печаль о прошедшем, вложили в узоры жизнь и подпитали их богатой историей края…

А подарила мне эту ценнейшую "книгу таинств" моя подруга Гульнара Ембергенова, скромно обратив моё внимание на то, что это ручная работа. В этом Гульнара толк знает, неся на своих плечах ни много, ни мало целое "Золотоё наследие Арала".  Это женское общественное объединение Каракалпакстана вплотную занимается поддержанием традиций и восстановлением забывающихся сегодня промыслов и ремесел, в ряду которых вышивка выделяется особо, ведь именно с помощью этого искусства многие каракалпакские женщины сегодня не только зарабатывают на жизнь, но и творчески самовыражаются, рассказывая через свои работы о самобытной культуре и быте каракалпаков. А ведь ёще в начале ХХ века искусство вышивки носило массовый характер в Каракалпакии.

"Пальцы проколоты" - говорили с почтением о мастерицах-вышивальщицах в Каракалпакстане, так как умение вышивать считалось одним из достоинств девушки, и нередко приносило ей славу, если она достигала мастерства в этом древнем искусстве. К мастерице, сделавшей что-то оригинальное, эксклюзивное, отправляли всадника из соседних аулов (селение в Каракалпакстане), чтобы он привез её изделие на показ всем остальным. Полюбоваться, а может быть, скопировать, изучить технику и орнамент вышивки собирались все женщины и девушки аула. Поэтому в искусстве каракалпакской вышивки были свои непревзойденные мастерицы, имена которых до сих пор помнят в народе, именно они были хранительницами и продолжателями художественных стилей, своеобразных канонов орнамента и принципов их построений в вышивке.

И вот я уже еду в Каракалпакию, чтобы еще раз самой лично прикоснуться к тому, что вызвало бурю положительных эмоций у иностранного туриста, поблагодарить наших женщин за прекрасную накидку, снять на камеру их работы и, конечно же, накупить сувениров себе и друзьям.

Мы с Гульнарой в бывшем портовом городе Муйнаке, жители которого до сих пор не смирились с мыслью, что Аральское море их бросило, и упорно ждут прихода большой воды. Дверь мастерской, где женщины сидят на одеялах прямо на полу за маленьким столиком, гостеприимно открыта для всех. Здесь они изготавливают небольшие сувениры - кошельки, тумары (традиционные треугольные обереги), футляры для очков, косметички, сумочки и многое другое. Глаза разбегаются от разнообразия красок и изделий! Все хочется разглядеть внимательно и получше, - вышивка-то очень мелкая, погладить и полюбоваться переливами нитей. Вот витиеватый растительный орнамент на кошельке, а на футляре для визитных карточек зооморфный орнамент – бараньи рога искусно изогнуты и больше напоминают цветок.  А как хочется все это великолепие купить…Читать дальше >>>