В октябре 2008 года наш будущий автор Дмитрий Опарин собирается совершить экспедицию в Восточную Канадскую Арктику (административная территория Нунавут). Это будет уже второй поездкой в приполярную зону Канады – первая была осуществлена в августе-сентябре 2007 года. Цель экспедиции заключается в определении основных социально-экономических проблем современного эскимосского общества Канады и выявлении способов преодоления трудностей.

Каждое воскресенье англиканская церковь столицы Нунавута города Икалуит (7000 тыс. жителей) заполняется людьми: эскимосы приходят с детьми на службу, чтобы послушать проповедь и дружно исполнить псалмы на инуктитуте (язык канадских эскимосов). Перед службой прихожане обсуждают последние новости, мужчины делятся друг с другом впечатлениям о недавней охоте на оленей карибу. В теплой церкви, где слышатся мелодичные христианские псалмы и пахнет рыбой, сидят совершенно разные люди. Тут можно встретить парламентариев недавно созданной эскимосской Ассамблеи, старого охотника, девочек, профессионально занимающихся горловым пением, беспризорного парня, живущего то в одном, то в другом доме, работников CBC (Канадское телевидение). В отдаленных от Оттавы и Торонто арктических поселениях живут эскимосы, чей образ жизни за последние полвека претерпел значительные изменения.

Коренное население приполярной зоны Северной Америки до установления тесных контактов с европейскими переселенцами вело кочевой образ жизни и всецело зависело от охоты, рыболовства и собирательства. Со второй половины XX века инуиты Канады оказываются подверженными всеобъемлющему влиянию со стороны южных канадцев. Оттавское правительство начинает длительную компанию по учреждению постоянных поселений, внедрению всеобщего обязательного образования. Эти противоречивые процессы повлекли за собой неизбежную трансформацию выработанных механизмов традиционного. Я планирую составить описание эскимосской модели приспособления к массированному внедрению евроамериканской культуры и экономики.

Особое внимание в своем исследовании Дмитрий собирается уделить социо-культурным проблемам и способам их решения в Канадской Арктике. Став частью постиндустриального общества, эскимосы оказались на его периферии. Маргинальное положение инуитов, теряющих связь с образом жизни охотника-собирателя и самобытным мировоззрением и еще не приобретя навыков жизни в евроамериканском мире, является причиной их социальных проблем.

Безработица, отдаленность от центра, разрушение старых социальных связей и отношений, резкое и фатальное для коренного населения падение значимости традиционного природопользования, существование на периферии – вот основные факторы, отрицательно влияющие на состояние современного эскимосского общества Нунавута. Молодой мужчина, воспитанный в традициях постоянного соревнования и необходимости борьбы за выживание, сталкивается с практически непреодолимыми для него трудностями интеграции. Молодой инуит испытывает давление как со стороны старших, требующих от него сохранения самобытного мировоззрения и мышления и развития охотничьих навыков, так и со стороны государства. Часто этот конфликт, усугубляемый алкоголем, наркотиками, выливается в суицид. Если раньше все усилия эскимосского общества были сосредоточены на адаптации к климатогеографическим условиям Арктики, то в настоящее время инуиты вынуждены вырабатывать механизмы адаптации к новой социально-экономической, политической и культурной действительности.

Однако, несмотря на все трудности, инуиты Канады вырабатывают механизмы выживания и даже процветания в условиях массированного влияния южных соседей. Канадский опыт природопользования, политического самоуправления, борьбы с алкоголизмом, сохранения национальной идентичности может быть полезен для российских эскимосов, чукчей, коряков, ительменов и других коренных жителей Арктики, находящихся в иных условиях, но встречающихся с подобными проблемами.  geo_icon