В Азии, как известно, бойкая торговля идет повсюду. Например, китайского продавца можно увидеть на площади Тяньаньмэнь, рядом с императорскими гробницами и даже в туалете. Да, да, не удивляйтесь! Будучи в Шанхае, я встретил некоего предприимчивого гражданина, который настойчиво предлагал мне купить, как он уверял, настоящие часы "Ролекс" за десять юаней - примерно за тридцать пять рублей. При этом на лице у него не дрогнул ни один мускул.

Без обмана

С первым китайским торговцем я столкнулся еще в аэропорту Пекина. Ко мне быстро подошел мужчина средних лет и, показывая какие-то сувениры, начал делать движения руками, всем своим видом показывая, что несказанно счастлив предложить свой товар. «Не надо!», - вежливо сказал ему, после чего гражданин с сувенирами растворился в толпе. Складывалось впечатление, что торгуя рядом с международным аэропортом, смышленый мужчина освоил азы всех языков. И в своей догадке я не ошибся. «Геть видсиля!», - послышалось откуда-то мощный украинский бас, после чего в сторону почему-то всегда восторженных французов пробежал тот же самый торговец.  

Конечно, китайцам еще далеко до ухищрений, к которым прибегают, например, турки, которые могут упасть на колени с просьбой, чтобы прохожий только зашел в его магазин. Но стоит переступить порог торгового заведения, как понимаешь, что без покупки отсюда не уйти. Китайцы более скромны – если они видят, что гражданин явно не заинтересован в покупке, то быстренько переключаются на другого зеваку-туриста. Время здесь действительно имеет значение. Особенно, когда рядом работает так много конкурентов. Возможно, именно по этой причине здесь никогда не услышишь проклятий от продавца вслед уходящему без покупки гражданину. У китайцев на подобные проводы просто нет времени – надо работать.

Товар, предлагаемый на улице и в местах частого появления туристов, не отличается своим разнообразием. В канун Олимпиады 2008 года здесь первым делом предлагают вещицы с олимпийской символикой – кепки, футболки, куклы и еще какое-то малопривлекательное барахло. Стоит сделать инфантильное выражение лица, как китаец тут же предложит всевозможные магнитики, которые, как он считает, должны вызвать у вас чувство восторга. Потом в ход идут флажки, игральные карты, значки, цитатники Мао Цзэдуна. Особую, как мне показалось, уважаемую касту уличных торговцев составляют продавцы часов. Ведь многие из них реализуют… часы «Ролекс». При этом каждый китаец уверяет, что он продает настоящий «Ролекс». Видимо, под словом «настоящий», они понимают не европейское качество, а место производства – где-нибудь за углом в подвале. Веселые они эти ребята, китайцы! И что самое главное – действительно не обманывают.

Поторгуемся?

Другое дело – торговые комплексы. Одежда, фарфор, чемоданы, сувениры – по «торгушке» можно ходить часами. Из-за экономии городских территорий число подземных этажей здесь почти всегда совпадает с высотой здания от земли. Между этажами почти всегда есть эскалаторы, которые ежесекундно то подымают, то наоборот - уносят вниз целую армию покупателей. Одними из самых часто посещаемых торговых заведений Пекина считаются Жемчужный и Шелковый рынки. Старшие коллеги говорили, что там российские женщины могут пропадать сутками, скупая по смешным для нас ценам чуть ли не все подряд. В предчувствии «смешных цен» мы вместе с группой российских журналистов с утра ходили по музею, мысленно считая, когда же закончатся залы выставочного комплекса. Судя по выражению красивого рязанского лица талантливой журналистки Юлии из Улан-Удэ, в ее голове носились точно такие же мысли.

- Свой человек! – подумал я и не ошибся. Чуть позже, чтобы вывезти из «торгушки» все приобретенное, Юльке пришлось покупать еще одну сумку, которую повсюду переносил я, делая вид, что несказанно счастлив почувствовать себя джентльменом. Читать дальше >>>