Выставка «Затонувшие сокровища Древнего Египта», проходившая в Берлине с мая по сентябрь 2006 года, обязана своим возникновением удивительному человеку, французскому подводнику Франку Годдио. Состоятельный эксперт по экономическим вопросам, сделавший карьеру в ООН, юго-восточной Азии и Саудовской Аравии, в один прекрасный день отказался от весьма доходного места в Мировом банке и решил посвятить остаток жизни поискам утраченных исторических ценностей. Страсть к морю, экзотике и авантюрам, а также умение с неизменной выгодой вести дела он, вероятно, унаследовал от своего деда, Эрика де Бишопа, который, будучи исследователем, путешественником и, прежде всего, любителем острых ощущений, тем не менее очень удачно распространил по всему миру идею катамарана, обнаруженного им у туземцев Полинезии.

Так же, как имя де Бишопа, и имя Франка Годдио, и даже его громкое прозвище «Морской Индиана Джонс», полученное от коллег-археологов за ярко выраженную коммерческую жилку, тоже когда-нибудь переместится с глянцевых обложек в каталоги специализированных библиотек и никто уже не сумеет вспомнить, о чем и почему переругивались между собой представители классической науки, называя непрошеного соперника недоучкой и выскочкой, «торгующим собственным телом» (цитата из журнала «Science»!) ради получения денежных средств, необходимых для его экспедиций, каждый день которых, к слову сказать, обходится примерно в миллион американских долларов. Тем не менее, открытия, сделанные им за последние десять лет у средиземноморского побережья Египта, так и останутся важнейшей вехой в египтологии и – говоря шире – подарком всему человечеству, а мы, счастливчики (в общей сложности 450.000 счастливчиков!), первые зрители этого великолепного шоу, которое сегодня уже переехало в парижский Гран Пале, а потом разбредется по историческим музеям Александрии и других городов, вряд ли сумеем забыть, в какой потрясающей упаковке этот подарок был нам преподнесен...

Нырнуть и вынырнуть

Длинная очередь, растянувшаяся вдоль одной из центральных улиц Берлина, двигается довольно быстро. Люди, переговаривающиеся между собой на самых разных языках, то и дело покупают горячий кофе с передвижного лотка, принадлежащего музейному кафе, и свежие калачи, которые продает необыкновенно приветливый молодой человек, с абсолютно бандитской внешностью. Благообразные старички и старушки, семьи с детьми, молодежь, бог знает во что одетые подростки неуклонно приближаются к высокому крыльцу выставочного зала Мартина Гропиуса. Тема разговоров, в основном, одна и та же – предстоящее посещение выставки, о которой все присутствующие, похоже, немало наслышаны.

Это и не странно. Ее огромные рекламные плакаты, изображающие аквалангиста на морском дне, лицом к лицу с древним богом Нила, в слабом свете подводного фонаря, уже целых полгода составляют неотъемлемую часть берлинского городского пейзажа, так или иначе пробуждая невольное любопытство. Настолько, по всей видимости, всеобъемлющее, что маленький мальчик, стоявший в очереди передо мной, тут же горько расплакался, когда его мама сообщила ему, что у них больше нет времени ждать и посещение, увы, не состоится.

Кроме того, организаторы выставки еще до ее открытия объявили, что речь идет о настоящей мировой премьере – о 500 ценнейших экспонатах, которые, за редким исключением, еще никогда нигде не выставлялись: свидетельства почти что легендарных городов, Александрии, Гераклиона и Канопа, - монументальные статуи фараонов и богов, стелы, монеты, сфинксы... Удивительные вещи, невероятной исторической значимости, удивительно хорошо сохранившиеся. Но это еще не все. 

Идея найти исчезнувшие сокровища затонувших египетских городов столетиями занимала как серьезных ученых, так и кладоискателей, и обыкновенную публику, и вот теперь, стараниями самого Годдио, а также многочисленных крупных спонсоров, вроде лихтенштейнского фонда фирмы HILTI и французской Комиссии по атомной энергии, у нас наконец появилась возможность не только соприкоснуться с той частью древнеегипетской истории, которая считалась навсегда утерянной, но и, окунувшись (в прямом смысле слова!) в морские глубины, открыть для себя эту историю под совершенно иным углом зрения.Читать дальше >>>