Путешествуя по Африке, с удивлением обнаруживаешь, что многие с виду бесполезные вещи имеют некоторую ценность. Например, старые автомобильные покрышки в руках местных умельцев становятся посудой, корзинами, ведрами. Но особенно популярен этот материал при изготовлении обуви. Еще не так давно туристические путеводители предостерегали: ДЕсли вы путешествуете на машине, не оставляйте ее без присмотра, иначе туземцы срежут шины и сделают из них шлепанцы.

Те мрачные времена прошли, сегодня африканским сапожникам нет нужды воровать – использованные покрышки в изобилии валяются вдоль дорог. Cобственно, с поиска материала и начинают свой день работники шила и молотка. Из колеса легкового автомобиля получается четыре пары сандалий, из шины грузовика – до десятка. Но шину грузовика нужно еще дотащить до мастерской!

В кенийском городке Исиоло любой знает, где сидят обувщики. От заправки, мимо овощных лавок, прямо возле дороги. Дорога разбита, и в сезон дождей больше напоминает болото. Это лучшая реклама изделиям мастеров. Что же может быть надежнее и практичнее, чем сандалии из автомобильной шины? Такая обувь не мокнет и не портится. В ассортименте размеры детские и взрослые. Классическая модель – овальные сандалии со срезанным протектором на подошве. Но есть и тапочки-вьетнамки, и даже обувь с каблуками (несрезанным протектором). В наличии даже масайский вариант – кусок покрышки с ремешками, удерживающими его на ноге.

Рабочий день исиольских обувщиков длится до тех пор, пока солнце не обойдет вокруг рынка и не уставится, наконец, недоумевающим взглядом на резиновые тапки. Cолнце – плохой покупатель: изучит все товары, но никогда ничего не купит.

За день обувщик может сделать с десяток пар сандалий. Пара продается за 200 шиллингов (около $3). Такая обувь по карману даже самым бедным крестьянам. Правда, в последнее время африканские рынки захватывают товары из дешевой Азии. За те же два-три доллара можно купить вполне сносные китайские шлепанцы. Все этому рады, кроме теряющих клиентов кенийских обувщиков.

Но находящаяся под угрозой профессия еще жива, и я тоже хочу приобрести обувь из автомобильных покрышек. Мне, конечно, придется заплатить дороже – 300 шиллингов. Во-первых, нужен большой размер, а во-вторых, я – мзунгу, иностранец, а значит, у меня, с точки зрения кенийца, всегда найдутся лишние несколько шиллингов. Выбираю пару покрасивее, привередничаю: 

– А есть ли у вас модели Michelin, Pirelli?... Может быть, Goodyear?

Мне протягивают тапок, на подошве которого сохранилась полустертая надпись Qingdao. Made in China.

И здесь китайцы! Я не хочу Qingdao. В таких тапках в приличном обществе и показаться неудобно. Отказываюсь:

– Китайские – некачественные!

– Как это, «некачественные»?! – продавец показывает мне свою ногу с болтающимся на ней тапком. – Я уже пять лет хожу. Cмотри, как новые!

Но я упираюсь, хочу фирменные шлепанцы. А у исиольцев таких нет.

Кстати, в Кении со мной произошла детективная история. Путешествуя по Африке на мотоцикле, я вез с собой запасную (и недешевую) покрышку. Пока мотоцикл прыгал на кенийских колдобинах, веревка ослабла и покрышка упала на дорогу. Пропажу я заметил лишь через несколько километров. Тут же повернул назад, и по следам нашел место, где это случилось. Но, увы, фирменную шину утащили в буш масаи. Я принялся искать местных жителей.

Мои старания увенчались успехом – я встретил нескольких следопытов с автоматами Калашникова, в армейских куртках, юбках и тапках из шин. Они пообещали помочь найти пропажу, но сказали, что шансов на успех немного. Буш хорошо умеет хранить тайны, а из фирменной покрышки от тяжелого мотоцикла получатся просто отличные тапки. Правда, чтобы оправдать ее стоимость (около 200 евро), нужно сделать не меньше ста пар сандалий. А я свою шину хорошо знал (все-таки возил ее с собой почти четыре месяца), не получилось бы из нее ста пар! Cледопыты посмеялись над моими сетованиями и отправились в буш. 

Мне крупно повезло. Через полчаса покрышка была найдена спрятанной в ветвях деревьев. Вручив мне шину и получив заслуженное вознаграждение, старший из следопытов сказал:

– А знаешь, почему все масаи ходят в обуви из автомобильных покрышек?

– Конечно! Она дешевая, крепкая, удобная.

– Все так. Но есть еще одна причина. По следам от этой обуви непонятно, в какую сторону ушел человек. Для промышляющих воровством и угоном скота эта причина самая важная. geo_icon