В раннем детстве Джоэл стал свидетелем страшной автокатастрофы, в результате которой маленькой девочке оторвало голову. Сам фотограф не раз говорил, что именно этот ранний эпизод послужил основным толчком в развитии понимания этого мира, в раскрытии его первопричин, которых можно насчитать по меньшей мере две — рождение и смерть. На фотографиях Джоэла-Питера Уиткина можно увидеть как две эти первопричины слились в единое целое.

Жизнь Уиткина окружена ореолом неизвестности, который сам художник пытается сохранить, появляясь на страницах изданий в символических масках, показывая зрителю только глаза, между которыми белеет распятый Иисус (самый знаменитый портрет фотографа).

В декабре 1961 года на территорию Вьетнама были переброшены первые регулярные подразделения вооруженных сил США, в качестве военного фотографа среди них был и Джоэль-Питер Уиткин. Вернувшись из Вьетнама, Уиткин работает с крупными Нью-Йоркскими компаниями и много времени уделяет своему образованию, получая ученую степень бакалавра искусств, а после и звание магистра изящных искусств.

В этот период он активно работает и заслуживает первую славу аморального фотографа. Выставки его работ запрещают во многих штатах США. Преподобный Пэт Робертсон называет его сатанистом, общественное мнение шокировано страшными на первый взгляд картинами, изображающими наготу и внешнее уродство, как образец красоты и гармоничности. Если оценивать эти фотографии лишь как вызов, который естественно в них присутствует, то можно не уловить самого главного — их невероятной внутренней энергии.

В них – постоянный диалог с классиками мировой живописи - Гойей, Веласкесом, Босхом, Миро, Боттичелли и Пикассо. Неистощимым источником вдохновения для художника всегда была и остается Библия.

Свои модели Уиткин ищет в моргах, домах престарелых, на улицах и по объявлениям в интернете. Это карлики, горбуны, транссексуалы на промежуточной стадии, бородатые женщины, люди-змеи, женщины с одной грудью, сатиры, сиамские близнецы с одним лбом, люди с хвостами, рогами и крыльями. Особенно интересен часто встречающийся образ обезьяны, в европейской культуре символизирующий грех, хитрость, коварство, стремление к роскоши, злобность и лень. В эпоху средневековья обезьяна становится символом живописи и скульптуры, а искусство в целом, благодаря своей изначальной подражательности оценивается как «обезьяна природы».

Все творчество Джоэла-Питера Уиткина носит не дидактический характер, а познавательный — людей, жизни, самого себя. Он размышляет о боге, о человеческом теле, которое создано по его образу и подобию и, следовательно, каждая его часть совершенна и прекрасна. Где та грань, которая пролегает между красотой и уродством, между жизнью и смертью, между допустимым и невозможным?

Для усиления визуального эффекта Уиткин использует некоторые физические методы для создания своих фотографий — царапание негативов, тонирование отпечатков и нанесение на них пятен. Все это создает особенный мир его фотографий, авторство которых спутать практически невозможно.

Уиткин тщательно прорабатывает каждый образ, каждую деталь декорации, подстраивая фотографию под единое идейное послание. Его работы наполнены аллюзиями и отсылками к творениям великих деятелей искусства. Он предоставляет зрителю систему продуманных символов, разгадать которую — значит понять основную мысль, сыграть с Джоэлом Уиткином в интересную игру и получить эстетическое и умственное наслаждение, какое и призвано дарить настоящее искусство. geo_icon