Одним из первых о легендарном вампире графе Дракуле написал монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин:
«Вампир может летать, быть невидимым, говорить с животными. Он силен, как сотня мужчин, спит в гробу и пьет кровь по ночам: две крошечные ранки - вот все, что находят на трупе умершего непонятной смертью человека. Такой рацион позволяет ему быть бессмертным». Все это, конечно, выдумки.

Еще Пушкин писал, что вот, дескать, средние века в Европе были окутаны мистикой, страшными сказками, "сладким ужасом", а в России - одни летописи с их нравоучениями. Да уж, поизощрялся гонимый инквизицией европейский крестьянин, выдумывая страшных колдунов, существ из Преисподней, вурдалаков, русалок и прочей нечисти. До сих пор это "ведьмино варево" не расхлебали ни кинематограф, ни литература, ни любой другой род искусства.

Еще не сказка

Легенды о Дракуле ходили в Румынии и ближайших странах еще при жизни валашского князя. Его нечеловеческая жестокость породила слухи о нечеловеческом же происхождении. Еще в молодом возрасте Влад III, как звали его в реальности, попал в турецкий плен, откуда, хотя и сбежал налегке, вынес многие изощренные способы пыток и казни. "Цепеш" (что буквально означает "сажатель на кол") - так прозвали его с тех пор, как 30 тысяч сограждан Дракулы за только ему ведомую вину были казнены этим варварским образом. Способ полюбился - отныне смертная казнь происходила только так. Однажды, пишет монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин в "Сказании о Дракуле-воеводе", князь Влад встретил простолюдина, неопрятно одетого. "Есть ли у тебя жена? Веди меня к ней". Увидев жену, здоровую и сильную, приказал Дракула отрубить ей руки и посадить на кол. "Муж должен сеять и пахать, а ты - шить ему красивые рубашки", - услышала женщина перед смертью. Другой знаменитый случай, отраженный Ефросином, произошел с турецкими послами. Поклонились они на одном из приемов валашскому государю, а колпаков не сняли. "Обычай в нашей земле такой", - ответили они на изумление князя Влада. "И я хочу закон ваш подтвердить, чтобы крепко его держались", - в ответ поклонился Дракула и велел гвоздями прибить колпаки к головам послов. В отместку турки пошли войной на Валахию. Один из крупных отрядов попал в окружение войск князя: заботой о пленниках Дракула себя не утруждал, несколько десятков тысяч колов было использовано в ту ночь. Когда турецкому паше донесли, что для него благородный князь приготовил специальный кол, из чистого золота, турки протрубили отступление. Но это еще не сказка - все это подтверждено документально. Сказка будет впереди...

Судя по легендам, Дракула любил прогуливаться и ужинать в окружении трупов людей, посаженных на кол. Кто-то из его современников видел, как купается он в крови своих жертв и пьет ее. Ученые, анализируя единственный дошедший до нас портрет Влада III, предполагали в нем гипнотический дар и болезнь крови. Умер Дракула на поле битвы с теми же турками - убили его свои же воины, приняв за врага. Спустя немалое время гроб выкопали и вскрыли - тела легендарного правителя в нем не оказалось.

Но и это еще не сказка. Сказка родилась сама собой из вышеприведенных фактов: Дракула, что в переводе означает "дьявол" - вампир, веками живущий в своем замке в Трансильвании.

Грешный Ефросин

Так он именует себя в конце своего "Сказания о Дракуле-воеводе". Не более чем форма вежливости церковнослужителя, в отношении монаха Ефросина эпитет "грешный" может быть употреблен и в прямом значении. Особенно, если исходить из церковной морали XV века. Сведений об этом, довольно известном летописце, чрезвычайно мало. Известно, что начинал  с переписывания трудов Кирилла Белозерского. Но вскоре нравоучительные летописи ему наскучили, и Ефросин начал собирать "неполезные" повести, юмористические и страшные, и вставлять их в свои сборники. Немало дописывал и от себя. Многие из ныне известных произведений древнерусской литературы сохранились только в Кирилловских сборниках. Но смех, как известно, от дьявола, и Ефросина не раз изгоняли из монастыря. Но через несколько лет он всякий раз возвращался домой. О вольнодумстве в северных монастырях написано множество книг: не боялись наши монахи длинных царских рук - дальше ссылки не сошлешь.Читать дальше >>>