В Апулии и Базиликате, двух регионах Юга Италии, этот феномен получил особенно широкое распространение, так что это позволяет говорить о своего рода «пещерной» или «скальной» культуре. Характерная особенность этих регионов – наличие кальцинитов, легко поддающихся обработке пород, органическая составляющая которых – раковины моллюсков (в отдалённые геологические эпохи море покрывало большую часть зоны). Вторая особенность – овраги, причины возникновения которых до сих пор являются предметом спора учёных. Большинство, однако, сходится на том, что они образованы протекавшими здесь миллионы лет назад реками, воды которых были богаты угольным ангидридом. Немалая часть скальных поселений расположена именно вдоль стен этих оврагов (помещения выдолблены на разных уровнях), хотя существуют и равнинные посёлки (искусственные пещеры уходят вглубь). В первом случае разные «этажи» обычно соединялись между собой каменными ступенями, сооружёнными снаружи (намного реже – внутри) жилищ, причём в оборонительных целях входы в выдолбленный в отвесной стене посёлок были настолько узкими, что одновременно мог пройти только один человек; созданные же на равнинных территориях пещеры расходились «лучами» от центра посёлка и были окружены защитными сооружениями. Для подачи воды создавались акведуки – своего рода водопроводы, через которые драгоценная жидкость поступала из источника в обитаемые зоны, либо использовались цистерны для сбора дождевой воды.

Неотъемлемой частью пещерных поселений были культовые сооружения. Они строились на периферии посёлков: как потому, что создавались в последнюю очередь, так и с целью подчеркнуть священность места. С этой же целью во многоуровневых посёлках церкви строились в верхнем «этаже»: над ними не было других жилищ, а только небо, к которому они должны вести. Поблизости иногда располагались дома-пещеры священников и кладбища. Могилы редко размещались в стене оврага рядом с церковью, чаще были вынесены наружу и либо выдалбливались у входа в храм, либо в ближайшей скале. Захоронения осуществлялись и внутри церквей, но этот способ погребения был привилегией благотворителей, внесших вклад в финансирование строительства культового сооружения. В пещерных посёлках можно было встретить и монастыри, однако их было намного меньше, чем считалось ранее, когда монахам приписывали само создание этих поселений.

Изучение истории позволяет нам лучше понять причины возникновения и развития скальной культуры, внутреннюю логику планирования и размещения пещерных поселений. Принято считать, что расцвет «подземных городов» прямо связан с упадком «наземных», что люди переходили жить в пещеры в периоды воен, социальных и экономических кризисов. В связи с этим «скальная архитектура» считалась бледной и неумелой копией «нормальной», привычной. В последнее время, однако, всё больше исследователей отмечает своеобразие и оригинальность пещерного строительства. Например, необходимостью обеспечить доступ дневного света в подземные помещения обусловлена веерообразная или трапециевидная форма последних, однако этот «дефект» скрадывается вследствие особенностей освещения внутренних пространств. И даже подражание наземным базиликам становилось оригинальным произведением архитектурного искусства за счёт новых возможностей, предоставляемых используемым материалом. Наличие во многих местах извести придавало особую прелесть – своеобразное перламутровое свечение – и росписям подземных церквей, – интереснейшему творению местного гения, плоду слияния христианской культуры Запада и Востока.

Только некоторые из наземных культовых сооружений сохранили подобное богатство изображений Иисуса Христа, Богородицы, святых. Это и понятно: деревянные иконостасы больше подвержены влиянию времени, чем фрески. Кроме того, постепенная латинизация населения, сопровождаемая вытеснением восточного обряда, часто влекла за собой и изменение «профиля» церквей: прежние фрески записывались новыми изображениями. Подземные культовые сооружения были намного меньше подвержены такому «перепрофилированию». Они, возможно, сохранились бы ещё лучше, если бы были лучше защищены: разрушающее воздействие среды, акты вандализма отнюдь не способствуют охране культурных памятников.Читать дальше >>>