Сайты партнеров




GEO приглашает

28-го января в центре современного искусства «Винзавод» c 12:00 до 18:00 пройдет Юна-Фест — выставка-пристройство собак и кошек из приютов


GEO рекомендует

Специальные предложения и скидка 10% от GEO при бронировании размещения на сайте Hotels.com


Площадь Пржевальского

Профессиональный искатель приключений Леонид Круглов задумал повторить маршруты семи великих русских путешественников.
текст: Леонид Круглов
Монгольские пейзажи

Участники проекта «Семеро смелых» – Леонид Круглов, Андрей Макеев, Андрей Кузнецов и Владимир Филиппов – выехали на поезде из Москвы в Улан-Батор. В столицу Монголии поезд прибыл через четверо суток. Ниже мы приводим дневниковые записи Леонида Круглова, тщательно документировавшего труды и дни экспедиции.

ДЕНЬ 1-й: Большую часть дня оформляли бумаги и разрешения, долго получали паралет на таможне. Смогли выехать из Улан-Батора только ближе к вечеру. К экспедиции присоединились проводники Доржготов, Нямдорж и Намха и путешественник Вячеслав Киплюкс. Итоговый состав: восемь человек и два джипа. Проехав около 100 километров, остановились в степи и разбили лагерь. Вечером состоялся первый пробный полет на паралете – все прошло удачно. Жители окрестных юрт в полном восторге: такого они здесь не видели никогда.

ДЕНЬ 2-й: Выехали в южном направлении в сторону пустыни Гоби. К полудню зеленые долины, на которых пасутся огромные стада лошадей, коров и верблюдов, перешли в засушливую местность. За восемь часов удалось преодолеть всего 200 километров. Температура +40° С. Лагерь поставили в долине, защищенной со всех сторон невысокими скалами. Попробовали взлететь из-под горы, но из-за сильной турбулентности полеты пришлось отложить.

ДЕНЬ 3-й: Лагерь находится на стыке полупустыни и непосредственно пустыни Гоби. Места очень живописные – несмотря на 45-градусную жару, решили переждать до вечера и снова попробовать подняться на паралете. Целый день изнывали от жары и не напрасно – за наши терпеливые ожидания мы вознаграждены тихим безветренным вечером. За час перед закатом успели отснять несколько пленок.

день 4-й: Во время утреннего полета поймал в объектив парящего над горами орла, но при приземлении у нас порвалось крыло. Пришлось сделать остановку в поселке Вундершик и два часа потратить на ремонт крыла. Хорошо, что нас пустили в спортивный зал местной школы. При такой жаре двигатели машин быстро перегреваются, так что передвигаемся мы небольшими переездами – за день проехали 230 километров. Заночевали в живописном оазисе среди бурых скал марсианского вида.

день-5-й: Весь день едем по безводной пустыне. Ориентироваться становится все труднее – в Монголии дорог практически нет, есть только направления. Сбившись с пути, можно очень долго плутать в поиске следов другого автомобиля. А наткнувшись на след шин и проехав по нему, через некоторое время понимаешь, что и наши предшественники не знали, куда едут. Встретили стадо диких ослов – чуть ли не самых редких животных в Монголии. К полудню добрались до мертвого города-монастыря – Улгий-Хийд был разрушен в середине прошлого столетия. Сейчас только два человека ведут службу в храме – мальчик Чойджамс и старик Цитей Дамба. Маленький монах показал нам уникальную рощу каменных деревьев, которые росли здесь миллионы лет назад.

день 6-й: На ночлег мы расположились среди руин мертвого города. Ночью собаки несколько раз поднимали холодящий душу лай. Утром, поднявшись в воздух, мы увидели среди скал убегающего сайгака. А после Володя прокатил на паралете юного ламу – мальчик был счастлив и напуган одновременно. Приземлившись, он сразу побежал на службу в буддийский храм.

день 7-й: После изматывающего переезда через сухую степь мы добрались до Дэмчигийн-Хийд – наши проводники называют это место энергетическим центром Монголии. Почти целый день мы бродили среди развалин старого буддийского монастыря. Горы здесь похожи на столбы. Наши проводники забрались на одну из гор и, сидя на вершине, распевали протяжные песни.

день 8-й: Весь день двигались через пустыню, пока путь нам не преградили невысокие скалы. Единственный способ их преодолеть – проехать по руслу засохшей реки. На закате мы оказались перед гигантскими песчаными барханами Хонгорын-Элс, которые простираются до самого горизонта.

день 9-й: Нас приютил в своей юрте монгол Ваайчег. Места потрясающие – некоторые из барханов достигают 300 метров в высоту. Вечером при свете закатного солнца дюны приобретают рыжий оттенок, а позади них проступают фиолетовые горы. Попробовали взлететь на паралете, но по неизвестным причинам неожиданно пропала тяга двигателя.

день 10-й: Экспедиция пересела на верблюдов – в путь вышли уже на закате. Движемся медленно – четыре километра в час. Особенно тяжело подниматься на высокие – выше 50 метров – барханы, склон постоянно осыпается. Наш проводник говорит, что здесь водятся гобийские медведи, которые когтями могут разорвать обшивку автомобиля.

день 11-й: На восходе солнца навьючили на верблюдов весь груз и двинулись дальше. Я и Володя Филиппов решили подняться на паралете, чтобы снять караван с воздуха. На первых порах полет проходил успешно – аппарат скользил прямо над гребнями гигантских дюн. Однако в считанные минуты погода резко испортилась, поднялся порывистый ветер и паралет попал в зону сильной турбулентности. Его буквально швырнуло на землю – слава богу, все обошлось. Правда, когда остальные участники экспедиции бросились нам на помощь, один верблюд оступился и упал, подвернув ногу. Пришлось долго вытаскивать его из песчаной трясины.

День 12-й: Мы еще не выбрались из дюн, хотя и пересели на машины. Скорость наша едва увеличилась: большая часть времени уходит на то, чтобы выталкивать джипы из песчаных заносов.

день 13-й: Находимся в одном из самых красивых каньонов на Земле – Нэмэгэтинской впадине. Ее также называют Долиной динозавров. И действительно – в десяти минутах ходьбы от лагеря мы сразу же обнаружили кости двухметрового динозавра. К вечеру небо заволокли темные тучи, поднялся ураганный ветер и в довершение всего на нас обрушился мощный ливень. К сожалению, при таких условиях, когда ветер сносит наши палатки, о съемке речи не идет.

день 14-й: Наутро гроза прекратилась, но ветер не унимался. Пешком мы дошли до соседней долины. С перевала открывался редкий по красоте вид – череда красных пирамид и глубоких ущелий. Места настолько дикие, что мы буквально нос к носу столкнулись с двумя волками.

день 15-й: После многочасового переезда оказались в лабиринте кань­онов. В результате долгих поисков выбрались на открытую ровную площадку, пригодную для взлета паралета. Внизу под нами дно широкого каньона Хэрмэн-Цав, усеянное глиняными глыбами, – похоже на развалины какого-то города. В центре виднеется оазис, а за ним открывается гряда фиолетово-красных гор.

день 16-й: Исследуем каньон Хэрмэн-Цав. Первые находки не заставили себя ждать: почти сразу обнаружили останки травоядного динозавра и окаменелые панцири черепах. В оазисе проводники показали нам следы совы и крупных ящериц. Разбивать лагерь на дне каньона опасаемся из-за клещей. Снова барахлит паралет – при попытке подняться в воздух пропадает тяга двигателя.

день 17-й: Проехали до конца ущелья вдоль его южного края около 25 километров. Сразу за каньоном простирается бесконечная пустыня. День выдался необычайно жарким. В парящем мареве висели миражи – несколько раз мы видели покрытые лесом горы, голубые озера и скалы. Во второй половине дня выехали к песчаным холмам, где нас ждала очередная находка – глыба из окаменевших останков древних черепах.

день 18-й: Поверхностный осмотр близлежащих холмов дал следующие результаты: обнаружили останки огромного скелета динозавра с метровым ребром и фрагменты скелета динозавра поменьше. В окрестностях полно останков доисторических животных. Такое впечатление, что палеонтологи еще сюда просто не добрались.

день 19-й: Едем прямо по пустыне. Два раза пробили колесо – колючки и саксаул повсюду. Во второй половине дня добрались до оазиса у подножия священной горы. Ее название монголы раскрывать отказываются. В оазисе прямо из-под земли бьют фонтаны воды – радости нашей не было предела. Пока не наступил вечер, и на лагерь не налетела туча комаров и мошки.

День 20-й: Рано утром поднялись на вершину ближайшей скалы. Перед нами лежала пустыня, а за ней виднелись отроги Гобийского Алтая. Во время краткого затишья решили взлететь с маленького пятачка между скал. Полет проходил неровно из-за постоянно меняющегося ветра. Посадка удалась не с первого захода. Но самое обидное, купол паралета упал на тлеющие угли. Образовалась дыра около полуметра в диаметре. На полетах можно ставить крест. Сегодня же трогаемся в обратный путь, немного отклонившись от маршрута Пржевальского. Двигаемся на северо-запад в отроги Гобийского Алтая. Преодолев перевал высотой 3000 метров, остановились на ночевку в живописном ущелье в юрте у старика Пембра. Пастух жалуется, что в последние годы стоит сильная засуха – из-за этого чаще приходят волки и загрызают овец.

день 21-й: Поворачиваем на восток в сторону песков Монгол-Элс. В дюнах нас застала сильная песчаная буря. Совершенно неожиданно обнаружили среди песков озеро каплевидной формы. Разбили лагерь на берегу и вечером наблюдали, как заходящее солнце отражается в воде и окрашивает дюны в розовые тона.

день 22-й: Мы выбрали такую же тактику, как и Пржевальский: поставили лагерь недалеко от юрт, и через некоторое время к нам приехала делегация местных жителей. Мы рассказали им о целях нашей экспедиции, раздали подарки, и в ответ они также преподносили нам лепешки, мясо и великолепный йогурт из козьего молока.

день 23-й: Местные жители заявили, что озеро, у которого мы стоим, – священное. В нем нельзя купаться и мыться. Оно называется Гын, что в переводе «Глубокое». К вечеру разъяснилось и на западе показались снежные вершины гор. Завтра планируем двигаться в этом ­направлении.

день 24-й: Сильная песчаная буря не дает нам тронуться с места. Палатки сносит с места. В глаза бьет ветер с песком – маски из ткани и защитные очки не помогают. Очень тяжело дышать. Пыль проникает в легкие. У наших соседей пастухов беда: скот разбежался. Пережидаем бурю в юрте у кочевников.

день 25-й: С момента старта из Улан-Батора экспедиция преодолела уже три тысячи километров. К полудню выехали к озеру Доргон-Нур – искупались в прохладной воде, смыли с себя пыль и песок. Местные жители подходят с просьбами их сфотографировать – фотоаппараты здесь большая редкость. Местный степной детский садик размещен в двух отдельно стоящих юртах. Запасы конфет оказались очень кстати. Дети очень спокойные и уравновешенные – наверное, сказывается размеренная жизнь на природе.

день 26-й: Постепенно набираем высоту, продвигаясь в горы Монгольского Алтая. Население – казахи, многие из них хорошо помнят русский язык. Остановились на ночлег в огромной юрте бывшего регионального руководителя. Он говорит, что последний раз видел русских 25 лет назад. Наш хозяин в восторге от того, что мы не отказываемся от угощений – иностранцы боятся есть местную пищу. Ужин затянулся до глубокой ночи: вареную конину, пельмени, твердые сыры и сушеный творог мы запивали соленым монгольским чаем.

день 27-й: Преодолели перевал в 2800 метров и оказались на высокогорных альпийских лугах. Климат здесь суровый, погода меняется мгновенно: то жгучее солнце, то темные тучи с мокрым снегом. Ночью температура опускается ниже нуля. Дорога, точнее, разбитая колея, закончилась, упершись в селение из трех юрт.

день 28-й: Наняли местных проводников, и наш отряд – семь всадников и пять верблюдов с поклажей – направился к Мунх-Хайрхан-Ула

(4362 м), одной из высочайших вершин Монголии, расположенной на стыке России, Китая и Монголии.

день 29-й: Наш караван попал в снежный буран. Разбили лагерь у подножия горной гряды. Это место казахи называют Их-Богд-Уул, «Пять священных вершин». Очень холодно, вокруг лежат вечные снега. Осматриваем склоны и намечаем маршрут восхождения. За день снег шел три раза.

день 30-й: Андрей Макеев и Владимир Филиппов поднялись по фирну до середины горы и сняли великолепные панорамные кадры. Проводники рассказывают, что здесь водятся снежные барсы.

день 31-й: Мы побывали на крайнем западе Монголии и теперь поворачиваем обратно в сторону Улан-Батора. По пути задержались на пограничной заставе. Начальник погранотряда показал нам уникальные наскальные рисунки, протянувшиеся на 20 километров вдоль речного русла, а вечером лично проводил до пограничного столба между Россией и Монголией с надписью «СССР».

День 32-й: Снова спустились в засушливые степные районы. В поисках воды мы заехали в пересохшую чашу озера, покрытую глиняной коркой. Неожиданно джип провалился передними колесами, сел на днище и стал медленно погружаться в жижу. Как мы ни старались вытащить автомобиль, он только глубже уходит в трясину. Вокруг нет ни камней, ни досок, ни деревьев. С запада надвигается мощное грозовое облако, быстро темнеет.

день 33-й: Всю ночь бушевала сильная гроза. Джип с креном погрузился до уровня водительской двери, так что ее уже невозможно открыть. Места совершенно безлюдные, помощи ждать неоткуда. Но на наше счастье с севера подъехали местные жители, собирающие кусковую соль для домашних животных. На их машине мы привезли камни и огромное бревно и в течение нескольких часов буквально миллиметр за миллиметром вытащили автомобиль на твердую поверхность. Самоотверженное и бескорыстное поведение местных жителей, помогавших нам до последнего, словно в беде оказались они сами, – поразило нас до глубины души.

день 34-й: Выехали на трассу Горный Алтай–Эрдэнэт–Улан-Батор. Заночевали в маленькой придорожной харчевне – помимо нас на общей лежанке спало еще с десяток водителей-дальнобойщиков.

день 35-й: Снова вокруг пустынная безжизненная местность. Встречаются менгиры и каменные курганы до 10 метров в высоту. Иногда проезжаем рощи пихт и лиственниц. Все чаще путь преграждают полноводные реки, где можно ловить линка, хариуса, тайменя.

день 36-й: Прибыли в древнюю столицу Чингисхана – город Каракорум. Сегодня здесь начался большой национальный праздник – Надом. Праздничная программа включает три вида состязаний: скачки на лошадях, борьба и стрельба из лука. В скачках участвуют мальчишки от 6 до 12 лет – с легким всадником лошадь скачет быстрее. В борьбе соревнуются мужчины. Проигрывает тот, кто первым упадет на землю. Победитель же исполняет танец орла вокруг монгольского флага.

день 37-й: Финальный перегон до Улан-Батора. Дорога стала лучше, но движение слишком плотное – много машин, возвращающихся с Надома. Они двигаются по степи, поднимая тучи пыли – кажется, на город надвигается нашествие. При въезде в Улан-Батор образовался многокилометровый затор. Машины то и дело сталкиваются и непрерывно гудят.

Можно подводить итоги – за 40 дней путешествия мы преодолели почти 6000 километров по пустыне, горам и зеленым долинам; испытали перепады температуры от –5° до +50° C; сделали редкие кадры Монголии с воздуха и увидели редких животных. А еще – искренне полюбили доброжелательный и гостеприимный монгольский народ.

11.05.2011
Теги: