В 1932 году Фердинанд Порше совершил вояж по СССР. Ему показали самые секретные заводы и конструкторские бюро, после чего предложили стать генеральным конструктором страны по автомобилям, танкам и моторам.

В своих воспоминаниях инженер уделил этому необычному ангажементу всего одно предложение. Возможно, чуть больше – абзац. Меж тем поездка по стране в роскошном николаевском салон-вагоне могла не только круто изменить судьбу самого Порше, но и внести серьезные коррективы в ход мировой истории.

Инженера поразил размах первых пятилеток и тот размах, с которым его принимали. Но от лестного предложения он все же решил отказаться. В первую очередь его насторожило условие нанимателя перевести из Штутгарта в СССР все конструкторское бюро и семью. Это означало неизбежную изоляцию от привычной среды, в которой он сформировался как конструктор и как личность.

Знаменитость

Фердинанд Порше родился 3 сентября ­1875 года в маленькой богемской деревушке, в то время на территории Австро-Венгерской империи. Будущий придворный инженер Гитлера по национальности не был немцем. Его фамилия, вероятнее всего, происходит от славянского имени Борислав.

Звезда инженера Порше взошла в 1900 году, когда в рамках австрийской экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 года был представлен автомобиль Lohner-Porsche с первой в истории гибридной силовой установкой. Бензиновый двигатель приводил в действие генератор тока, а колеса вращались электромоторами. Примерно так работает современная малолитражка Toyota Prius, признанная в 2003-м автомобилем года в США.

Грандиозной парижской выставкой достижений цивилизованный мир встречал приход бурного ХХ столетия, в котором сама западная цивилизация будет поставлена на грань выживания. Инженерному гению Порше предстояло творить в эпоху судьбоносных перемен. Удивительным образом судьба сводила этого тщедушного сутуловатого человека с сильными мира сего. Словно тот, будучи еще подмастерьем на электротехнической фирме Bela-Egger (вошедшей позднее в известный концерн ABB), изобрел какой-то особенный политический магнит.

С первым успехом на ниве конструирования автомобилей инженера поздравил лично эрцгерцог Австро-Венгрии Франц-Фердинанд. Это нетрудно было устроить – эрцгерцог разъезжал на одном из гибридомобилей, придуманных Порше, а сам инженер, в ту пору военнообязанный, служил его персональным шофером. Эрцгерцога, как известно, застрелят в Сараево, из-за чего будет развязана Первая мировая война.

Порше не только проектирует автомобили, но и лихо пилотирует их. В гонках, коих в то время проводилось великое множество, механик у пилота Порше – юный хорват Иосип Броз, будущий президент Югославии маршал Тито.

Наконец в мае 1934 года в берлинском отеле «Кайзергоф» судьба сведет Порше с Адольфом Гитлером. Двое австрийцев будут долго и оживленно обсуждать проект немецкого народного автомобиля, то есть – знаменитого «фольксвагена». Один за другим суетливое перо рейхсканцлера рождало эскизы машины. Порше терпеливо внимал. Он чувствовал, что стоит у истоков грандиозного проекта, на фоне которого все его прежние достижения просто померкнут. После этой аудиенции Порше сделался своего рода инженерным альтер эго фюрера. Ни Хеншель, ни Фон Браун, ни какой другой выдающийся конструктор не удостоились подобной чести. Привязанность Гитлера к Порше не смогли поколебать ни хитрые интриги ненавидевшего австрийского выскочку танкового лобби, ни явные провалы нескольких проектов танков.

В духе Александра Дюма

Конечно, разглядывая сквозь зеркальные окна блиндированного салон-вагона унылые российские пейзажи, ни о чем подобном Порше не мог думать. Он находился на перепутье. Уйдя в январе 1929 года с относительно благополучного поста технического директора Daimler-Benz AG, спустя год он основал там же, в Штутгарте, независимую конструкторскую практику. Он и еще 12 таких же неустроенных австрийцев. Заказов у бюро Порше, прямо скажем, было негусто – в Европу из-за океана докатились отголоски биржевого кризиса.Читать дальше >>>