В Харовском районе Вологодской области изображения царя зверей ярко представлены в росписи по дереву. Как рассказывает заведующая студией росписи харовского Центра традиционной народной культуры художница Галина Петрова, львов в этой местности писали на заборках, отделяющих печной угол от красного, опечках, дверях и боковых стенках шкафов. Вероятнее всего, этот заморский зверь появлялся в крестьянских домах в качестве оберега, символа сильного неусыпного стража, ведь печь (а в ней наши предки и мылись, и лечились, и гадали) считается каналом связи с нечистью. В шкафах же хранилась не только гостевая посуда, но и самые ценные вещи.
За годы экспедиционной работы – а они начались в июне 1994 года - Галина Анатольевна собрала неплохую коллекцию этнографических предметов и копий росписи с изображениями льва. Два первых интерьера с ними были найдены в деревне Леуниха и селе Сумино. В последний раз новое изображение харовского льва было обнаружено Галиной Петровой в 2000 году.

Каждый элемент росписи несет в себе определенный смысл. Классический вариант харовской росписи – насыщенное зеленое поле, на котором написан четкий по собранности букет пирамидальной формы, состоящий из красно-коричневых и синих роз и тюльпанов с белильными или темными разживками. Его дополняют более мелкие цветы и виноградье. Стебель обычно прямой или слегка изогнутый, а листья не очень пышные. Внизу композиции ваза или заменяющий ее тюльпан. Букет – это пожелание благополучия, роза – процветания, тюльпан – богатства, виноградье – веселья… Кроме таких элементов Харовской росписи, как лев и птица, в композиции обнаруженных изделий и предметов мы встретили человечков, которые в одном случае символизируют радушие, в другом используются в качестве оберега, самовар - символ гостеприимства и богатства, дерево – символ жизни, познания, - объясняет Галина Анатольевна.

Мое знакомство с харовскими львами состоялось в мастерской художницы. Это помещение больше похоже на музейный зал, чем обитель мастера кисти. У входа пристроился повидавший на своем веку многое шкаф, вдоль одной стены горделиво протянулась старинная перегородка, вдоль другой «толпятся» лучшие подружки наших прабабушек - пряслицы… Каждый экспонат можно рассматривать подолгу: ведь потемневшее дерево и потускневшие краски не скрыли всей прелести вековых узоров!

На столе моей собеседницы лежит стопа картонных листов. На них живут привезенные из экспедиций львы. Варианты их написания различны: пара львов – композиция более распространенная, чем зверь-одиночка. То львы похожи на котов, то на «собак с белыми гривами», как называют их старожилы, то на… усатых мужичков. Такие перевоплощения можно объяснить тем, что старые мастера писали львов по устным рассказам. Как правило, их изображали охристыми или золотистыми.

Вот как раз охристые львы, стоящие на задних лапах и держащие стебель пышного букета. Они были написаны на зеленом фоне нижней филенки дверей. Эти львы похожи на котов с очеловеченными мордами, на которых играет легкая улыбка. Гривы и челки зверей обозначены уверенными четкими мазками. Мускулатуру лап и грудной клетки выделяет тень, проложенная на их туловищах. Особенностью композиции является то, что львы изображены прикованными цепями к столбику.

Золотистых львов, изображенных на филенках перегородки тоже можно считать парой, так как расположены они с обеих сторон дверного проема. Они держат букеты из голубых и оранжевых цветов. Один лев спокоен, другой словно готовится к прыжку. Крупные очеловеченные глаза животных выразительны, гривы и кисточки хвоста изящны. Это единственный вариант бело-фоновой росписи в Харовском районе.

Вот львы редкого белого цвета, бегущие навстречу друг другу, на красном фоне. Их туловища, вытянутые по горизонтали, занимали большую часть опечка. Сильные мягкие лапы львов изящно изогнуты, хвосты подняты. Гривы, выполненные легкими торцовыми касаниями кисти, оригинальны и необычны. Глаза зверей похожи на угольки.Читать дальше >>>