Долгое время виртуальная реальность была навязчивой идеей фанатов киберпанка, тайно мечтающих о стирании границ между действительностью и цифровым пространством. Высокоскоростной интернет совершил революцию: сегодня виртуальные вселенные заселены миллионами людей, добрая половина которых о киберпанке и не слышала. Имя этим вселенным – онлайн-игры, или MMORPG. От привычных компьютерных игр они отличаются возможностью одновременного взаимодействия тысяч участников со всех концов света – разве могли такое вообразить поклонники офисного тетриса? По оценкам экспертов, 42 миллиона человек ежедневно входят в игру, чтобы осуществить свои желания, о реальном воплощении которых они могут только мечтать. Цель классической MMORPG – создание так называемого аватара и его дальнейшая борьба за место под солнцем (тот факт, что это солнце придуманного, сказочного мира лишь обостряет интерес к игре). В переводе с санскрита «аватар» – телесное воплощение божества на Земле. В индуизме так еще говорят о человеке, который достиг просветления, но предпочел остаться на земле, чтобы помочь другим людям выйти на новый духовный уровень. Игровые аватары тоже могут тысячу раз умирать и тысячу раз оживать вновь. Да и почувствовать себя богом в игре не так уж сложно.

Щелчком мыши игрок оживляет виртуальную фигуру, моделирует ее внешность и черты характера, дает имя. По сути, он создает свое альтер эго: не зря многие геймеры утверждают, что аватар – это слепок их собственного я. Или, как утверждают психологи, та часть личности игрока, которая не нашла своего выражения в реальной жизни. Некоторые эксперты MMORPG-бизнеса и вовсе подозревают, что любители онлайн-игр испытывают к своим аватарам чувства сродни влюбленности. Алиса Чумаченко, директор по маркетингу и рекламе компании IT Territory (онлайн-игра «Бойцовский клуб»): «Мужчины любят играть за женских персонажей – заметьте, мы с вами говорим о гетеросексуалах. Они считают, что аватары очень привлекательны, так что и играть за них, точнее с ними, интереснее».

Впрочем, гейм-дизайнерам есть над чем поработать. Современные аватары внешне напоминают марионеток, направляемых рукой неопытного кукловода. Когда они разговаривают, их губы остаются неподвижными, а геометрически примитивные лица не меняют выражения вне зависимости от игровой ситуации. Но это лишь начало. Уже есть попытки синхронизировать речь игрока с мимикой его аватара: разработчики онлайн-игр делают все, чтобы социальный аспект игры не уступал красоте картинки и увлекательности сценария. Главный человек российской игровой индустрии Сергей Орловский (компания Nival Interactive) готов говорить об этом часами: «Раньше геймеров прямым текстом называли маньяками, их поведение считалось асоциальным. Но онлайн-игры гораздо социальнее, чем реальный мир: в виртуальном пространстве найдется место для любого человека. В жизни все мы страдаем от того, что в нашей области называется «синдромом популярного продукта» – например, если в компании есть заводила, то второй ей уже не нужен. А поскольку круг общения у современного человека изрядно ограничен, приходится довольствоваться другой ролью, даже если ты не прочь многое на себя взять. В игру же играют миллионы людей, так что, не реализовав себя в одной социальной группе, легко можно примкнуть к другой и добиться успеха». «Игровые компании уже давно продают гораздо более весомые мечты, чем Голливуд», – вторит Орловскому культуролог и исследователь компьютерных игр Марк Бутлер. Необходимость быстро принимать решения и постоянная угроза смерти порождают любопытный феномен: несмотря на то, что тело практически не участвует в игре, возникает суррогатное ощущение полноты жизни, вседозволенности и абсолютной свободы. Последнее в онлайн-игре – скорее иллюзия, чем реальность, ведь геймер вынужден действовать в соответствии с правилами, которые за него придумали разработчики игры. Правда, с точки зрения специалистов, ему это нравится. Руслан Шелехов, директор по развитию бизнеса компании GDTeam (игра Arena Online): «Чтобы человеку хотелось жить в виртуальной вселенной, нужна хорошо продуманная игровая механика – огромный свод законов, регламентирующих жизнь игрока. Геймер любит ограничения: это снимает с него ответственность, которая существует в реальной жизни». 

ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯЧитать дальше >>>