Маленький и узкий Непал кажется зажатым между двумя колоссами – Индией и Китаем. От одной границы до другой в самом широком месте – чуть больше 200 км. А на 500 кв. км долины Катманду, исторического центра Непала, разместились три самых крупных города этой удивительной страны – Катманду, Бхактапур и Патан. Здесь вы найдете все, что непальская культура и архитектура могут показать миру.

 Катманду и Патан разделены только рекой. Они вполне могли бы сойти за один город. Но у каждого своя история, в каждом есть своя Дворцовая площадь (как, впрочем, и в Бхактапуре). Тут и там как грибы теснятся пагоды, украшенные деревянной резьбой, изображениями божеств или эротическими сценами. Рядом высятся конусовидные купола и пирамидальные портики в стиле шикара. Каменные слоны и человеко-львы охраняют входы в святилища или с высоких колонн невозмутимо взирают на окрестности. Надо всем этим великолепием возвышается королевский дворец с просторными внутренними дворами.

 В городах долины Катманду много религиозных памятников, но первое место по числу святилищ занимает Патан. Попав в долину, главное – не ограничиваться Дворцовыми площадями, а постараться заглянуть в незаметные переулки. За безымянными воротами, где, казалось бы, должен скрываться очередной дворик, вдруг обнаруживаются все новые и новые величественные святилища – вроде Золотого Храма в Патане или Мачхендранатха в Катманду. Будто попадаешь в далекое прошлое – как в Бхактапуре, когда, спустившись по узкой улочке от Дворцовой площади, выходишь на Площадь горшечников.

 Гончары месят глину, тысячи готовых плошек, горшков и ваз сушатся на солнце. Женщины ходят по связкам колосьев, отделяя «зерна от плевел». Кто-то бредет согнувшись под тяжестью коромысла – водопровод есть далеко не во всех домах, и вокруг площади стоят емкости для колодезной воды.

 Чем пахнет Непал? Это может быть аромат ладана и масляных лампадок, которые в дни праздников возжигают в храмах. Или удушливый запах дыма погребальных костров: ритуал кремации ежедневно совершается на берегах священной реки Багмати у ворот Пашупатинатха, главного индуистского храма Катманду.

 

Место невеселое, но все равно здесь ощущаешь какое-то гипнотическое очарование. Вдоль берега среди пагод и храмов движется непрерывный поток паломников в традиционных одеждах, гоняются друг за другом обезьяны и мирно бродят священные коровы. Едкий дым костров поднимается с берега – от того места, где стоят дома пилигримов. В них находят пристанище бродячие аскеты-садху. Непальцы считают их святыми или мудрецами. Но с виду это какие-то невероятные личности неопределенного возраста с длинными волосами, которые они годами отращивают, чтобы стать похожими на бога Шиву.

Другая атмосфера и Другие запахи царят у буддийских святилищ непальской столицы. Всевидящие и бесстрастные глаза Будды взирают на паломников с белого купола ступы Сваямбхунатх, вокруг которой движется непрерывный поток верующих. Они вращают барабаны с мантрами, вознося свои молитвы к небесам. Поднимается вверх дым от душистых трав, которые сжигают у другой огромной ступы – Бодхнатх. Она находится в самом центре квартала, где нашли приют беженцы из Тибета. Здесь часто слышатся монотонные буддистские песнопения. Старые монахи с морщинистыми лицами обходят вокруг ступы, бормоча свои мантры. Все  проникнуто ощущением покоя и вечности. geo_icon