На этом пространстве могло бы с легкостью разместиться все население какой-нибудь маленькой европейской страны. Тяньаньмэнь занимает около 45 гектаров – достаточно для того, чтобы 2 млн демонстрантов свободно маршировали вдоль бесконечных трибун. Однако это не только гигантский плацдарм для демонстраций и массовых гимнастических упражнений. Это сердце Пекина – и в то же время исторический и духовный центр всего Китая.

 Свой современный вид Тяньаньмэнь приобрела сравнительно недавно – в 1958 году, когда ее реконструировали к десятой годовщине образования КНР. Планировка китайских городов всегда выражала философию господствующей власти. В императорскую эпоху площадь служила «передней» дворцового комплекса. От главных ворот Внутреннего города Чжэнъянмэнь («Обращенные к солнцу») она вела к Запретному императорскому городу, к  парадным воротам Тяньаньмэнь («Воротам Небесного спокойствия»). По обеим сторонам площади располагались галереи «Длиной в тысячу шагов», бесчисленные канцелярии и министерства.

 Для китайцев площадь олицетворяла место, где вершатся судьбы людей и государства. Раз в год на Тяньаньмэнь собирали приговоренных к смерти – и некоторые счастливцы удостаивались помилования. Сюда стремились просители со всех провинций в надежде добиться справедливости.

 Сегодня Тяньаньмэнь – центр совсем другой империи. Китайское государство устремлено в будущее, но приемы организации пространства наследует от своих предшественников. Тяньаньмэнь – прекрасный пример театрализации власти, искусства, в котором китайская культура достигла небывалых высот.

 Прежде весь город сходился в одной точке. Этим «ядром» был золотой дворец Тайхэдянь, где находился тронный зал императора – «сына неба». Величие самого роскошного здания в истории Китая подчеркивало его местоположение (в геометрическом центре Пурпурного запретного города) и название (в переводе – «Павильон Высшей гармонии»).

 После падения монархии в 1911 году ни один режим уже не мог воспользоваться Запретным городом для воплощения своих идей – символика дворца слишком красноречиво выражала ценности минувшей эпохи. И хотя Сунь Ятсен, основатель и президент молодой Китайской Республики, расположил свою администрацию в императорских канцеляриях на Тяньаньмэнь, его преемник Чан Кайши в 1927 году обосновался в Нанкине.

 После завершения гражданской войны в 1949 году Мао Цзэдун, заклятый враг Чан Кайши, вернул столицу в Пекин. Однако, чтобы продемонстрировать разрыв с прошлым, ему пришлось перенести символический центр города. Новую сцену власти воздвигли в театре под открытым небом – на площади Тяньаньмэнь. На перекрестке, где прошлое, представленное императорским Запретным городом, встречается с будущим, которое воплощает проспект Чананьцзе, Мао поместил «ось» – и вокруг нее поныне вращается Китай.

 Идея не нова. Еще древний мудрец Лао-цзы писал в своей «Книге о Дао и Дэ» («Канон Пути и Благодати»): «Тридцать спиц соединяются в одной ступице, но вращение колеса зависит от пустоты ступицы. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Вот почему полезность чего-либо зависит от пустоты».

 Согласно грандиозному проекту Мао комплекс Тяньаньмэнь вырос в восемь раз. Строители коммунизма в Поднебесной вдвое расширили саму площадь и в 6 раз увеличили площадь официальных зданий. С точки зрения архитектора эти строения несоразмерны пространству площади. Но если руководствоваться не европейскими представлениями о гармонии, а древним китайским принципом «инь – ян», они на своем месте.

 На востоке, там, где восходит солнце, – сторона ян, символ побуждения и порыва: здесь расположены Исторический музей Китая и Музей китайской революции. В этих залах представлена эпопея маоистской революции – вплоть до 1949 года, когда на востоке «взошло новое солнце».

 В августе 1966 года, в разгар «культурной революции» хунвэйбины, «красные охранники», провели на площади Тяньаньмэнь небывалую демонстрацию. Вместе с ними полтора миллиона пекинцев распевали хором: «Восток заалел, солнце встает – в Китае родился Мао!».Читать дальше >>>