Музей – вошедшее в наш обиход с давних пор греческое слово, производное от «мусейона», то есть «храма муз», – обычно связывается со школьными воспоминаниями, с походами всего класса в «общеобразовательных целях». День от уроков свободен, но надо куда-то идти, учительница по дороге одергивает шумящих, а потом какая-то тетя долго рассказывает что-то среди витрин с молчаливо демонстрирующими себя предметами. Все недвижно и замкнуто, нужно соблюдать тишину, и то, что выставлено, резко контрастирует с движением толпы людей. Музей – это всегда остановка, прошлое, ушедшее, то, что вызывает уважение и интерес – но навеки связано с торжественной погребальностью слова «храм».

 Чары Жозефины

 

Про Эрмитаж можно прочитать, что в его коллекции находятся более 3 миллионов экспонатов, а для того, чтобы познакомиться с экспозицией музея, задерживаясь около каждого экспоната хотя бы на минуту в течение рабочего дня музея, на осмотр придется затратить 15 лет. Как-то не очень хочется тратить пятнадцать лет жизни на такое занятие, и это подавляет желание близко знакомиться с нечеловеческой громадиной Эрмитажа.

 Но стоит только задуматься над именем этого страннейшего в мире музея, как сразу же поражает его парадоксальность. «Государственное ордена Ленина Убежище» – так по-русски читается его имя, в основе имеющее французское слово hermitage – «приют отшельника». Хорош приют с двумя миллионами посетителей в год! Однако имя указывает на частное происхождение этой громады, созданной Екатериной II для личного удовольствия, и поэтому множество произведений этой «сокровищницы мировой культуры» могут поведать об увлекательных личных переживаниях.

 Картины развешаны по принципу национальных школ, и только иногда можно прочесть, откуда полотно поступило в музей. Однако шедевры живописи не создавались специально для Эрмитажа, каждый их них имеет собственную судьбу, часто удивительным образом переплетающуюся с важнейшими историческими событиями.

 В 1814 году Наполеон был разбит, и русские войска вместе с англичанами, пруссаками и австрийцами вошли в Париж. Бурбоны снова заняли престол, и среди многочисленных вопросов о судьбах новой Европы, встал вопрос о возвращении культурных ценностей, вывезенных наполеоновскими войсками из покоренных стран. Французы весьма вольно обращались с имуществом побежденных. Когда после сражения под Йеной генерал Лагранж обнаружил в домике лесничего спрятанные там 35 картин из Кассельской галереи ландграфа Вильгельма, он тут же подарил их императрице Жозефине, украсившей ими свой дворец в Мальмезоне.

 После реставрации Бурбонов ландграф рассчитывал вернуть свое имущество, но вполне законные требования неожиданно натолкнулись на сопротивление императора Александра I. Его раздражал урод Людовик XVIII и многочисленные немецкие князья, а вот к бывшей французской императрице Жозефине, постаревшей красавице, он испытывал романтические чувства. Александр даже навестил ее в Мальмезоне (шаг чуть ли не скандальный), и добился, чтобы ее дочери Гортензии, которую Наполеон сделал королевой Голландии, выдали 400 тысяч франков и присвоили титул герцогини Сен-Ле. Заодно русский император начал переговоры о покупке коллекции Жозефины, предложив неимоверную по тем временам сумму – 940 000 франков за 38 картин и 4 скульптуры.

 Но Жозефина неожиданно скончалась, а скомпрометировавшую себя симпатиями Наполеону Гортензию выслали из Франции. Однако, прежде чем уехать из Парижа, она успела оформить продажу коллекции русскому двору, и когда представители ландграфа явились в Мальмезон, они узнали, что теперь картины – собственность императора Александра.

 Графиня со своим миллионом уже была за границей, а Александр на все попытки вернуть картины отвечал требованиями возместить ему истраченные деньги, прекрасно понимая, что такую сумму ландграф может собрать только продав свое ландграфство. Так, благодаря чарам Жозефины, Эрмитаж стал обладателем «Снятия с креста» Рубенса и «Снятия с креста» Рембрандта, работ Лоррена, «Бокала лимонада» Терборха и других шедевров голландской, фламандской и итальянской школ.

 

Любовь и головы

 Читать дальше >>>