Всемирная выставка ЭКСПО-2005 – это самое большое в мире оригами: 200 гектаров пространства с японской аккуратностью вырезаны из будущего и перенесены в пригород Нагои. Гуляя по чистым дорожкам выставочного городка, вы с опаской вглядываетесь в завтрашний день Земли. Ну, в послезавтрашний.

Первые впечатления: роскошной жизни нам не обещают. Будущее экологично и экономит на чем только можно. Все некрашеное, разборное, предназначенное для многоразового использования. Смесь конструктора LEGO с магазином IKEA. Актуальный строительный материал – бумага.

Но в Москве и тем более в Норильске и Воркуте за бумажными стенами не отсидишься. Так что это не для нас. А вот как футурогородок ЭКСПО решает проблему, с которой раньше или позже столкнутся все города мира, – проблему передвижения по ним?

Пролетев над землей в гондоле канатной дороги, как в жюльверновском пушечном ядре, прокатившись на велорикше (форма «велика» обещает существенное сбережение мускульной энергии), вы идете отдать дань новинке, которую создала и пустила по ЭКСПО Toyota. Шести долларов за пару минут поездки на IMTS нисколько не жаль.

Intillegent Multimode Transit System – это «интеллектуальная многорежимная система передвижения», поезд (или караван автобусов?), вагоны в котором между собой никак не сцеплены. И в них нет водителя! На его место усадили зеленую мягкую игрушку Модзиро – символ ЭКСПО.

Инженеры Toyota говорят: главное в их разработке – сочетание преимуществ колесного транспорта и трамвая. Они подчеркивают высокую экономичность системы и считают ее связующим звеном между автобусами и поездами. Но вы же понимаете, к чему все клонится: если сегодня не нужен водитель общественного транспорта, то завтра не нужен будет водитель транспорта личного. Все ближе мечта измученного ежедневными переездами горожанина: вышел в потемках из дому, загрузился в теплую капсулу и по пути на работу досыпаешь... Много лет конструкторы облегчали жизнь человеку за рулем – теперь рулить вообще не надо. Логичное решение.

Едучи в вагоне IMTS с зеленым модзиро «за рулем», замечаешь: кое-что еще предстоит довести до ума. Почему-то IMTS пока не умеет оперативно реагировать на возникшее на пути препятствие. Скажем, на перебегающую дорогу кошку. Рядом с Модзиро сидит человек, дипломатично именуемый гидом. На самом деле, живой стоп-кран. Кроме того осторожные разработчики подняли трассу IMTS на эстакаду. Кошка туда точно не заберется.

На этих перенаселенных островах почти весь транспорт уже над- или подземный – на земле места для дорог не остается. С болезненной проблемой всех крупных городов мира японцы столкнулись раньше других и сделали свой выбор: земля для людей, а не для машин. Они готовы жить в будущем. Уже живут. Опять всех опередили. geo_icon