Несколько лет назад в Индонезии отыскали пещеру. На ее стене был изображен человек, запускающий воздушного змея. Его конструкция и форма удивительно напоминали змеев, которых сейчас делают на индонезийском острове Муна. А ведь наскальный рисунок, по-видимому, появился между IX и V тысячелетиями до н. э. Что тут скажешь – берегут местные жители свои традиции. Особенно на острове Бали, где проводится один из крупнейших «змеиных» фестивалей.

 Лишь оказавшись там, я ощутил подлинный размах события. Праздник на пляже в Сануре продолжался  четыре дня, на нем были выставлены 997 змеев. Вереница машин, направлявшихся к месту фестиваля, растянулась на многие километры.

 В командах-участницах насчитывается по 70–80 человек. У каждой своя эмблема, знамя, у некоторых еще и группа поддержки. В конкурсе участвуют змеи традиционной и оригинальной, «свободной» конструкции. Традиционные змеи – это три разные подгруппы.

 Запуск воздушных змеев был тесно связан с религиозными верованиями. Впрочем, почему – был? Индонезия – страна по преимуществу мусульманская, но на Бали живут индуисты, которые посвящают змеев своим божествам. Их нужно ублажать и развлекать – не то Рареангон, например, нашлет на посевы и деревья страшные болезни. И каждая балийская община усердно делает своего змея, используя бамбук и хлопковое полотно. На изготовление и испытание уходит около двух месяцев.

 Звездный час для воздушных змеев наступает на фестивале. Доставив свои творения к месту состязаний и водрузив их на шесты, команды с песнями начинают последние приготовления к празднику. Затем каждая высылает представителей на площадку, расположенную в полукилометре от пляжа среди рисовых полей. По сигналу эти люди разбегаются со змеями в руках, а оставшиеся на берегу натягивают лески, стараясь поймать воздушный поток.

Первыми в небо взмыли три десятка традиционных змеев в форме рыбы. Это самая распространенная на Бали конструкция, и называются такие змеи «бебеан». Их длина – около 15 метров, и каждый несет на себе по два молоточка. Когда змей парит над пляжем и полями, молоточки мелодично позвякивают, умиротворяя божество. Змеи окрашены в три-четыре цвета, имеющих сакральный для индуистов смысл – красный, желтый, черный и белый. Следующие два дня фестиваля посвящены петуканам. Такой змей имеет форму древесного листа с загнутыми краями. Снизу он выглядит как огромный глаз, и тоже снабжен двумя звонкими молоточками. Запускать петуканы не так-то просто. Нередко они обрушиваются на землю под смех и улюлюканье толпы.

 Но самый впечатляющий из традиционных змеев – «Хвост дракона» или джанган. Голова у него и вправду драконья, а хвост может достигать 150 метров в длину! Когда этот гигант расправляет, как огромный веер, хвостовую часть, в небе возникает поистине волшебная картина. Само собой, к телу чудища прикреплены два молоточка.

 В последний день фестиваля своих змеев запускают создатели оригинальных конструкций. Когда змей приземлится, его несут к судейскому столу для ближайшего рассмотрения. Работы оценивают по нескольким параметрам – изящество и гибкость остова, плавность полета и даже звук, который производят молоточки. Однако, участникам и болельщикам нужно запастись терпением: по ведомой только судьям причине победителей объявляют только через 2–3 недели после фестиваля. geo_icon