У каждого города есть сердце. Сердце английского Бирмингема бьется между унылых кирпичных коробок, похожих на гигантские надгробия. Синее сердце этого индустриального города покрыто бесчисленными алюминиевыми бляшками. Через стеклянный переход-аорту попадаешь в царство всемирно известных брэндов. Здесь все крутится, вертится и перетекает по блестящим трубкам-эскалаторам...

Бирмингемский универмаг сети Selfridges (проект лондонского архитектурного бюро Future Systems) открылся осенью 2003 года. А в 2004-м Королевский совет по делам искусства признал его лучшим торговым зданием года в Англии. Успех своего детища Ян Каплицки, основатель «Систем будущего», объясняет просто: «Для наших современников уже нельзя строить квадратные коробки. Ведь и сам человек – не квадратный».

По всему миру появляются здания, в которых плавные «живые» формы пришли на смену строгим геометрическим контурам. Вместо жестких ребер – мягкие линии, вместо бетонных стен – гибкие покрытия из полимеров или акрилового стекла.

 Творения мастеров так называемой органической архитектуры принимают самые причудливые формы. Например, калифорниец Юджин Цуй наделил свои постройки глазами жуков и крыльями стрекоз. Голландец Кас Остерхейс соорудил в Цендерене установку для сжигания мусора в форме рыбы. Испанец Сантъяго Калатрава придал Музею изящных искусств в Милуоки облик птицы. Эйсаку Ушида и Катрин Финдлей спроектировали в Токио жилой дом в виде закрученной жевательной резинки: «Текучая форма пространства как бы повторяет извивы кишок», – объясняют свою концепцию архитекторы.

 Даже признанные классики, великие зодчие сэр Норман Фостер и Ренцо Пьяно, прежде отдававшие предпочтение строгим формам, все чаще обращаются к природным образцам. Прообразом здания страховой компании Swiss Re в Лондоне для Нормана Фостера послужила не то шишка, не то морская губка. А концертный зал в Риме Parco della musica, который возвел Пьяно, похож на панцирь – то ли улитки, то ли черепахи.

 

 

Увлечение природными мотивами началось давно. еще на рубеже XIX–XX веков американцы Луис Салливен и Фрэнк Ллойд Райт впервые сформулировали основной принцип новой архитектуры: подобно всему живому она должна функционально приспосабливаться к окружающему миру.

 В 1904 году эстафету подхватил выдающийся немецкий ученый Эрнст Геккель. Именно он подвел теоретическую базу под такие взгляды. В многотомном труде «Красота форм в природе» Геккель, сподвижник Дарвина и родоначальник экологии, писал о природном космосе как образце для человеческого творчества.

Великий испанец Антонио Гауди в то же самое время возводил в Барселоне волнистые плоскости домов и соборов с окнами, похожими на пещеры, и крышами – коралловыми рифами. «Исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая», – провозгласил свой символ веры автор фантастической церкви Саграда Фамилиа и дома Мила в Барселоне.

 

В 1953 году была открыта двойная структура ДНК, построена ее пространственная модель, и эта спираль вдохновила зодчих на новые эксперименты. В 1954 году великий француз Ле Корбюзье построил знаменитую церковь Нотр-Дам-дю-От в Роншане: на ее округлых стенах покоится крыша в виде шляпки гриба. А в 1957 году датчанин Йорг Утцон спроектировал известное на весь мир здание Сиднейской оперы – впечатляющую конструкцию из огромных морских раковин, стоящую на берегу залива.

 

 

Но шло время, и к середине 1960-х, после смерти Фрэнка Ллойда Райта, архитектура органических форм почти сошла на нет. Зодчие с головой окунулись в новые модные направления – например, в постмодернизм, играющий со всевозможными цитатами, как с детскими кубиками. Или в деконструктивизм, исследующий конфликт между тем, как человек привык воспринимать окружающее, и тем, что он видит на самом деле.

 Если на архитектуру, следовавшую природе, повлияли идеи генетиков, то теперь, скорее,  тон задавала идея хаоса и исследования в области физики элементарных частиц.

 И все же к началу третьего тысячелетия биология вновь стала моделью, которая призвана объяснить нам устройство мира.Читать дальше >>>