Ни одно, даже самое мимолетное впечатление не проходит для нас бесследно. Оно оставляет в психике отпечаток, который до поры до времени оседает в глубинах бессознательного. Эти скрытые, незаметные воздействия могут серьезно изменять наше поведение. Часто мы сами не знаем, почему расстроены, беспричинно агрессивны или наоборот счастливы. А это сработали мелочи, на которые мы почти не обратили внимания и сразу же их забыли, – сцена из просмотренного накануне фильма, дружеская улыбка прохожего или то, что по дороге на работу вас подрезал наглый «кадиллак» из соседнего ряда.

 Согласование поведения с бессознательными раздражителями получило название прайминг – «подсказка», «эффект предшествования». Сущность этого явления проясняется в ходе простых экспериментов. Психолог Вальтер Перриг предлагал испытуемым восстановить пропущенные в слове буквы. До этого перед ними на экране на подпороговое, то есть, заведомо недостаточное для осознания время, появлялось слово «нить». Необходимо подчеркнуть: у участников эксперимента не было ни малейшей возможности прочитать и осмыслить мелькнувшее слово. После этого им предлагали, как в кроссворде, подставить две недостающие буквы в «н**ь». Кто-то из испытуемых писал «ночь» или «ноль». Но подавляющее большинство – «нить».

 Прайминг может быть эмоционально окрашенным. Перриг и его коллеги пытались обнаружить, как внешние стимулы на бессознательном уровне воздействуют на наши чувства. Сидящим перед экраном испытуемым на подпороговое время предъявлялись те или иные слова. Затем на экране появлялись другие слова, на сей раз уже различимые. Испытуемые должны были мгновенно, не задумываясь, оценить их эмоциональную окраску – позитивную или негативную.

Если первое, не воспринятое сознанием, и второе, увиденное, слово были ассоциативно совместимы («солнце» и «отпуск»), то доля ошибочных оценок не превышала 30%. Если же предлагался «эмоциональный винегрет», когда различимое слово не сочеталось с замаскированным («дружба» и «война»), это приводило к поразительным результатам: испытуемые ошибались в 70% случаев! При этом они искренне недоумевали и не могли объяснить столь элементарные ошибки.

 Результаты этого эксперимента Вальтера Перрига подтвердили, что предъявленное первым подпороговое слово задает эмоциональную установку для последующего восприятия. И преодолеть эти установки нашему сознанию очень трудно. Нечто подобное возникает и в случае, когда людям показывают их любимые лакомства в малоаппетитном виде – например, шоколадку в форме собачьего кала. Отвращение так велико, что испытуемые не могут даже дотронуться до шоколадки, хотя прекрасно понимают, что их отталкивает только форма.

«Никаких сомнений нет: усвоенные бессознательно установки влияют на наше поведение», – утверждает известный немецкий нейрофизиолог Герхард Рот. Но – только до определенных пределов. Если вы не хотите пить, то никакой скрытый приказ, внедренный в пресловутый 25 кадр во время киносеанса, не заставит вас бежать в буфет за газировкой. Точно так же никто не бросит курить благодаря подпороговым внушениям, и похудеть таким способом тоже вряд ли удастся. Но вот если человека мучает жажда и у него есть выбор, например, между кока-колой и пепси-колой, то внедренный в подсознание образ может сработать. Вероятность выбора «подсказанного» напитка возрастает на 50–60%. Противодействовать этому, подчеркивает Герхард Рот, может лишь стойкое отвращение человека к данному напитку.

 Возможности «эффекта 25 кадра» ограничены: недостаточно просто «приказать» нашему бессознательному – нужны еще и дополнительные внешние условия, которые заставят последовать этому приказу. Кроме того, на кого-то это неосознаваемое внушение действует больше, а на кого-то меньше, у каждого из нас индивидуальный порог чувствительности. Поэтому попытки исследователей повторить первоначальные эксперименты Джеймса Вайкари с 25 кадром часто терпят неудачу.

Однако картина резко меняется, когда подпороговые стимулы воздействуют на наше бессознательное не в лаборатории, а в реальной жизни. Особенно, если они влияют длительное время и усиливаются социальной средой.Читать дальше >>>