Бронированные фургоны и литейные заводы, механизмы для перезарядки арбалета и раздвижные мосты, водолазные костюмы и шлюзовые ворота, вентиляторы и гидравлические пилы, вертолеты, парашюты и дельтопланы, машины для обработки зеркал, резки камней, изготовления пружин, подъемные краны и элеваторы, переключатели скоростей, прожекторы, духовые инструменты – это неполный перечень всего, что придумал, начертил, а зачастую и воплотил в реальности Леонардо да Винчи – человек,  виртуозно умевший обслуживать разнообразные и часто противоречивые запросы человечества. Эпоха стремилась перенаправлять его способности в нужное ей русло, и потому среди чертежей Леонардо так много приспособлений для штурма и защиты крепостных стен, разрушительных, автоматически перезаряжаемых орудий массового (по тем временам) поражения, скорострельных или гигантских арбалетов. А придуманные Леонардо пушечные снаряды снабжены направляющими крыльями и поразительно похожи своими очертаниями на нынешние баллистические ракеты. И все же не только гений войны окрылял техническую фантазию итальянца. В его проектах узнается непосредственный предтеча нашей технологической эпохи, предвосхитивший важнейшие направления прогресса, предвидящий покорение воздушной и подводной стихий, автоматизацию труда.

 

Сегодня известны более 6700 листов и рукописных страниц с рисунками, эскизами и заметками Леонардо да Винчи. Это не только архитектурные чертежи и технические проекты, но и анатомические штудии, наблюдения за природой и космосом – часто с замечаниями, написанными зеркально. При жизни Леонардо они оставались неопубликованными, их отыскали в XIX и XX веках в разных библиотеках и коллекциях – порознь или по несколько листов вместе. Теперь они известны нам под названиями «Хаммеровский кодекс» и «Мадридский кодекс».

 

Хрупкие листы 500-летней давности являют нашему взору нечто поразительно знакомое, почти современное. И непревзойденно точное – когда Леонардо заглядывает внутрь самого человека. Он фиксировал то, что медицина смогла описать лишь много позже. Все тонкости переплетений мускулов и жил на шее и плечах зарисованы пером и тушью. Бесчисленные физиономические детали – от гортани до самых тонких разветвлений сосудов. Внутренние органы, желудок, мочевой пузырь, сердце – с описанием, как они работают. Мужчины, женщины, разрезы торсов со всеми системами организма. На исходе средневековья человеческое тело все еще оставалось священным, а у Леонардо оно показано во всей прозе функциональности. Леонардо был первым человеком, который создал настоящие естественнонаучные схемы – продольный разрез, поперечный разрез, вид сверху. Он открыл «силу визуального в естественной нау­ке», как это называет оксфордский ученый Мартин Кемп. Вот почему исследователь эпохи Ренессанса кажется таким актуальным в нашу визуальную эпоху – при том что он не был ученым в современном понимании, ему не хватало систематичности и соответствующих математических знаний. Зато, как говорит Кемп, он осознал и удовлетворил одну из самых важных базовых человеческих потребностей – стремление к образности, наглядности. В наши дни его изыскания в области динамики морских течений и различных погодных феноменов оживлены на компьютере. А чтобы мы могли в любое время дня и ночи в интернете полистать его заметки, написаны сложнейшие программы HTML.

Тяга Леонардо к новому, стремление во всем опережать свою эпоху производят на нас сегодня столь завораживающее впечатление, что иногда на фоне этого итальянца мы совершенно не замечаем других его небесталанных и тоже наделенных фантазией соотечественников, и даже приписываем Да Винчи их изобретения. Один из самых характерных примеров этого – история эскиза подводной лодки. В трактате военного инженера Роберто Вальтурио «О военном деле» 1482 года уже можно увидеть подводное судно цилиндрической формы, движущееся за счет вращения четырехлопастного  гребного  колеса. Гораздо менее очевидный эскиз такой машины в записях Леонардо появился лишь несколькими годами позже. И все же человечество пребывает в уверенности, что подводную лодку придумал именно Да Винчи – ведь больше, вроде бы, некому.

 Читать дальше >>>