Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


Космос для "чайников"

В 2004-м году американец Берт Рутан и его команда выиграли конкурс X-Prize и 10 миллионов долларов. Их аппарат дважды поднял пилотов на высоту 100 км.
текст:
самолет уходит в космос

 

Англия, полигон к югу от Манчестера. Много месяцев готовился Стив Беннет со своими ребятами к этому пуску. Работали круглыми сутками, все тщательно просчитывали, спорили. И вот теперь они в напряженной тишине столпились в бункере и глядят в смотровую щель. От волнения кто-то опрокидывает стаканчик с кофе.

 Наконец Стив командует: «Пуск!» Даже за стальными стенами слышен рев двигателя. Над землей вырастает оранжевый столб пламени, все заволакивает клубами дыма, раскаленный воздух дрожит – и снова тишина.

 Стив Беннет, невысокий, мускулистый, с таутировками на руках, поднимает вверх сжатые кулаки – получилось! Это звездный час для Стива и двенадцати членов его команды. В нее вошли не только молодые инженеры и компьютерщики, но и электрики с сугубо земной специализацией – ремонт бытовых приборов.

 Они чокаются бумажными стаканчиками с шампанским, хлопают друг друга по плечу. «Выхлоп был что надо, – возбужденно говорит один. – Заметили, как равномерно было окрашено пламя?» Предыдущий опыт оказался неудачным. На этот раз керосин и жидкий кислород, смесь которых и составляет ракетное топливо, успешно вступили во взаимодействие. Это испытание еще на один шаг приблизило Стива Беннета к заветной цели – он хочет в один прекрасный день полететь в космос на частном пилотируемом корабле: «Пришла пора лишить НАСА его монополии!»

 

 

В 1992 году после продолжительных продувок в аэродинамической трубе (с ее помощью находят оптимальную форму летательного аппарата) Беннет основал компанию Starchaser industries. «Мы экономим, прямо как русские, – гордо заявляет этот ракетчик-любитель. – Проводим испытания своих моделей, а затем дорабатываем конструкцию».

 Но как только инженеры склоняются над снятым с испытательного стенда соплом, становится ясно: до звезд еще далеко. «Что там? Энтони, посмотри!» – обращается Беннет к двадцатипятилетнему инженеру Хейнсу, которому все только что аплодировали. Тот замирает и с ужасом смотрит на сопло. Оно треснуло. Не выдержал сварной шов рядом с камерой сгорания. Если бы двигатель вовремя не заглушили, взрыв был бы неминуем.

 Стив Беннет уже неоднократно объявлял о старте космической капсулы с экипажем на борту, но каждый раз все срывалось из-за такого рода неполадок. Многие в Великобритании считают его сумасшедшим, однако ему все же удается находить  спонсоров. Даже сейчас, когда проект Х-Prize, в котором он участвует, закончился победой американца Берта Рутана. А началось все в 1986 году, когда некоммерческая организация X-Prize Foundation со штаб-квартирой в Сент-Луисе (штат Миссури) учредила премию: 10 миллионов долларов будут выплачены тому, кто первым без государственной финансовой поддержки разработает и построит космический корабль, который сможет дважды в течение четырнадцати дней поднять как минимум на стокилометровую высоту троих человек и благополучно доставить их обратно на землю.

 Часть средств энтузиастам дали частные компании, а также знаменитости, вроде популярного автора детективов Тома Клэнси и одного из лунных первопроходцев, астронавта Эдвина Олдрина. Остальные деньги выделили страховые компании. В соревновании приняли участие 24 команды со всего мира. Проекты были самые невероятные, один амбициознее другого. Команда израильтян строила ракету, которая должна стартовать с воздушного шара, поднятого на высоту десяти километров. В России возникла идея использовать в качестве носителя космической капсулы дозвуковой самолет времен холодной войны. Аргентинцы мастерили своего «Гаучито» («Маленького ковбоя»), похожего, скорее, на большую петарду. Пенсионер из штата Орегон (США) спроектировал нечто вроде летающей тарелки с реактивным двигателем. А техасские конструкторы хотели провести запуск прямо с поверхности океана! Идей у новых покорителей космоса было хоть отбавляй, а вот с деньгами плохо. Это богатое НАСА может ежегодно вкладывать более 3 млрд долларов в эксплуатацию своих технически устаревших шаттлов. А для большинства участников космического соревнования и 100 тысяч долларов – гигантская сумма.

 

 

Канада, провинция Онтарио. Джип Джеффри Ширина медленно движется по проселочной дороге сквозь снежный буран. В прицепе, который яростно мотает из стороны в сторону – капсула, та самая, в которой этот человек собирается покорять космос. Джеффри останавливает машину, вылезает и потуже подтягивает веревки – не дай бог, что-нибудь случится с его драгоценным детищем.

 Ширин – бизнесмен. О своей будущей «космической одиссее» говорит по-деловому. Подобно Биллу Гейтсу, он хочет «превратить идею в деньги» и получить астрономические прибыли от космического туризма. Подробный бизнес-план давно составлен, да и скафандры уже готовы.

 Фирма Джеффри Ширина Canadian Arrow взяла за основу созданную в 1940-е годы знаменитую немецкую ракету «Фау-2». «Когда-то это было смертоносное оружие, теперь мы хотим использовать ее в мирных целях» – говорит Ширин.

 Его соотечественники верят, что Джеффри обязательно воплотит свою мечту в жизнь, и тогда от богатых клиентов просто не будет отбоя. Некоторые канадские компании оказывают ему финансовую поддержку, даже делают кое-какие детали за свой счет. Несмотря на то, что сверхбогатых спонсоров найти не удалось, денег на первые три запуска вроде должно хватить.

 Этим утром Ширин как раз едет на одну из маленьких фирм, которая вообще-то занимается изготовлением бензобаков и сварных металлоконструкций, но в порядке исключения помогает собирать корпус космического корабля.

 

 

Первую в истории дальнюю управляемую баллистическую ракету «Фау-2» канадцы восстанавливают по чертежам. В их руках гитлеровское «оружие возмездия» превратится в «прогулочный вариант» с круглыми иллюминаторами и нарисованным на борту кленовым листом – символом Канады. По словам Ширина, это будет самый дешевый в мире «космический извозчик», да и двигатель у него довольно надежный.

 «Всю конструкторскую работу за нас уже проделал в 1943 году немец Вернер фон Браун», – улыбается Ширин. Шкафы в его офисе завалены привезенными из Германии чертежами – шесть лет просидел Джеффри в немецких архивах.

 Его ракета почти не отличается от своей грозной предшественницы. Модернизирована только система управления (она и 60 лет назад вызывала беспокойство у разработчиков). Канадская копия на 2,4 м длиннее оригинала – для трех пассажиров требуется больше места, чем для тонны взрывчатки. В 1942 году первая модель «Фау-2» взлетела на 90 км над землей – почти достигла стокилометровой высоты, которую необходимо преодолеть, чтобы получить Х-Prize! Но корабль Джеффри Ширина не попадет на орбиту. Выйдя из плотных слоев атмосферы, он пробудет в космосе всего пару минут.

 Зато и обратно полетит с куда меньшей скоростью, чем шаттлы, спускающиеся с высоты около 400 км. Это несколько облегчает задачу ракетчикам-любителям: корпус их «малюток» нагреется  до температуры 400–500°C (у шаттлов минимум до 1700°C). Системы торможения и тепловая защита «самодельных» ракет устроены проще.

  

 

В помещении штаб-квартиры Canadian Arrow Лу ван Амельсфоорт придирчиво осматривает уже смонтированную капсулу. В обычной жизни он специалист по системам охранной сигнализации. И еще на его счету несколько прыжков с парашютом. В команде считается первым шутником. Но сейчас, обходя со всех сторон капсулу высотой 1,85 м и шириной 1,65 м, он абсолютно серьезен.

 Ему предстоит участвовать в первых испытаниях, на себе проверять работу всех систем жизнеобеспечения. Вертолет сбросит капсулу с высоты 2700 метров. «Если основной парашют не раскроется, я просто выпрыгну со своим. Никаких проблем», – наивно предполагает Ван Амельсфоорт. Джеффри Ширин считает, что сейчас главное не впасть в эйфорию – конструкторы называют это состояние go-fever, предстартовая лихорадка. Когда кажется, что все уже сто раз проверено и можно произвести запуск хоть завтра. Но техника не прощает поспешности…

На самом деле стартовая лихорадка началась у претендентов на Х-Prize в тот самый момент, когда был объявлен этот конкурс. Его организатор, американский бизнесмен Питер Диамандис руководствовался поговоркой «голь на выдумки хитра». По его мнению, от ракетостроителей-энтузиастов можно ожидать новых оригинальных технических решений. И тогда космические полеты наконец-то подешевеют. «Мы хотим, чтобы космос стал доступным для всех, – заявляет Диамандис. – От НАСА этого не дождешься. Поэтому необходима конкуренция».

 Американские специалисты по маркетингу считают, что в ближайшем будущем в космический туризм будет вложено около 10 млрд долларов. По их оценкам, тысячи богатых клиентов давно жаждут отправиться в космос. Но пока мало кто готов выложить за орбитальный полет 20 млн долларов.

«Наша цель доказать, что суборбитальная космическая прогулка не стоит таких денег», – говорит Диамандис. Он убежден, что его проект стимулирует развитие космического туризма, как это произошло с авиацией. В 1927 году американец Чарлз Линдберг совершил перелет через Атлантику и доказал всему миру, что самолет – это не роскошь, а средство передвижения на большие расстояния.

 Может быть, время массовых полетов в космос еще не наступило и понадобятся десятилетия на их подготовку. Но ни один из участников конкурса X-Prize не сомневался ни минуты: революция в освоении межпланетного пространства совершается здесь и сейчас!

 Хотя многие именитые деятели космической отрасли считают их просто самоубийцами. И сами организаторы конкурса признают, что готовы к возможным жертвам. «К сожалению, риск в таких делах неизбежен», – говорит Диамантис. Но новоявленные покорители космоса готовы рискнуть жизнью во имя идеи. Стив Беннет, например, сразу решил: он сам запустит двигатель прямо из кабины. Если экипаж погибнет, никто из ребят на земле не должен корить себя за то, что нажал злосчастную кнопку.

  

 

Румыния, Драгашаны, маленький городок в Валахии. На деревянных козлах в садике семьи Трута лежит корпус 4,5-метровой ракеты. Пока это модель. Но через невысокий забор на нее с опаской поглядывают соседи. Ракета больше смахивает на сигару с крылышками. В центре небольшое утолщение. «Бак с топливом», – объясняет Думитру Попеску, президент учрежденной им Румынской ассоциации аэронавтики и космонавтики. Он проектирует и строит этот летательный аппарат уже шесть лет.

 «Осторожнее! Извините, тут у нас не очень чисто, – Попеску смущенно улыбается, открывая перед посетителями калитку. – Слава богу, мой тесть сделал наконец нормальный загон для кур, а то все время шныряли под ногами, мешали работать». Но как только речь заходит о полетах в космос, этот хрупкий двадцатисемилетний парень с взъерошенными волосами производит впечатление весьма уверенного в себе человека. «Я тут недавно в интернете видел ракету Беннета. Сопло точно даст трещину. Сварные швы не выдержат».

 Думитру учился на аэрокосмического инженера, потом изучал теологию, но бросил университет после четвертого курса, когда подал заявку на участие в конкурсе Х-Prize.

 Сейчас для него очень ответственный момент. Он не спал уже несколько суток, потому что завтра состоится официальная презентация его ракеты на площади перед городской ратушей. Думитру надеется, что найдет спонсоров, которые поверят в его проект. И тогда те, кто смеялся над ним, наконец-то увидят: в Драгашанах люди не только в огороде копаться умеют!

 В саду прямо рядом с ракетой накрыт стол. Теща приносит красное вино и жареную курицу. Тесть занят: приваривает последние опоры башни обслуживания. Шесть месяцев не расставался он со сварочным аппаратом, так что на хозяйство времени почти не оставалось.

  

 

Попеску понимал, что шансов получить 10 миллионов долларов у него почти не было. Но все равно работал как одержимый. У космонавтов из Драгашан бюджет меньше чем у всех остальных участников конкурса. Восемь месяцев понадобилось им, чтобы наскрести тысячу долларов на вступительный взнос. Зато никому не известная Румынская ассоциация аэронавтики и космонавтики была включена в список претендентов на Х-Prize наравне с серьезными конструкторскими бюро.

 Председатель жюри конкурса прислал в Драгашаны официальное приветствие: «Вы выполняете важную научную миссию и решились на весьма рискованное предприятие, которое при определенных условиях может принести доход». Попеску хранит письмо из Америки как реликвию.

Его вычисления занимают целые тома: таблицы и столбцы цифр, записанные мелким четким почерком. Никакие технические трудности его не смущают. Смелые идеи возникают прямо с космической скоростью. Ракета называется Orizont – длина 14 м, диаметр 1,3 м, вес 4 тонны. Со скоростью 1300 метров в секунду она унесет в космос трех человек. Астронавтов-любителей ждут тяжелые перегрузки. «Это пустяки», – отмахивается Попеску, который всего раз в жизни летал на самолете. На высоте 40 км нижняя ступень ракеты отделится, а капсула устремится дальше, пока не достигнет заветных 100 километров. Мягкую посадку обеспечит парашют.

 Это в теории. На практике все сложнее – во время последнего пуска тестовая модель взорвалась еще на земле. Тогда впервые проводились испытания с жидким топливом.

 Жена Попеску Симона, в отличие от других, решила не прятаться в укрытии и чуть было не стала жертвой проекта Х-Prize. Пороховой воспламенитель сработал на долю секунды позже чем нужно, в камеру сгорания поступило слишком много топлива, и... Симона говорит, что увидела, как на нее движется волна: «Никогда не думала, что воздух может быть похожим на воду!». Ей здорово повезло, ударная волна только сбила ее с ног, не причинив никакого вреда. А вот на сады и крыши Драгашан градом посыпались обломки. Новую модель ракеты по просьбе Попеску освятил его университетский приятель отец Павел.

 К дому подъезжает грузовик. Из кузова несет нечистотами. Бургомистр обещал выделить транспорт, чтобы перевезти ракету в центр города – вот и прислал  мусоровоз. Попеску в бешенстве: «Ни за что не позволю везти мою ракету по городу на этой колымаге!» Теща пытается успокоить зятя, приносит кофе и сливовицу. Тут появляется соседка с долгожданным пылесосом, который можно использовать как распылитель. Корпус ракеты покрывают ровным слоем белой краски. Теперь она настоящяя красавица! Попеску горд и счастлив. О мусоровозе он уже и думать забыл.

  

 

От этой презентации зависит многое. Если начинающему конструктору не удастся уговорить спонсоров, работы придется свернуть. У него самого уже нет ни копейки. А так нужны четыре тысячи долларов для проведения пробного запуска на побережье Черного моря! Если он пройдет успешно, то Думитру обязательно найдет четыреста тысяч долларов на создание настоящей ракеты. Тогда знакомый летчик, он сам и Симона сядут в кабину из стекловолокна. Первый полет, говорит он, слегка смущенно, будет совершен во имя его любви к жене. Они вместе полетят к звездам.

 На ратушную площадь Драгашан пришли несколько сот человек. Некоторые с маленькими детьми на руках. Местные бизнесмены в костюмах, галстуках и до блеска начищенных ботинках стоят поодаль со скрещенными на груди руками. По их лицам можно прочесть: пока что они настроены весьма скептически.

 Приехавший в городок представитель американского посольства в Румынии произносит приветственную речь. Вслед за ним выступает бургомистр. Он говорит несколько слов о команде разработчиков и долго рассуждает о собственных заслугах. Затем слово предоставляют Попеску. Думитру ужасно смущается, начинает сбивчиво рассказывать о своем проекте, слишком углубляясь в технические подробности. Собравшиеся не понимают ни слова. Когда он умолкает, раздаются редкие аплодисменты.

 И все же презентация прошла успешно. Румынская нефтяная компания Rompetrol решила вложить в проект 9000 евро. Теперь Думитру Попеску сможет отправиться на побережье Черного моря, чтобы запустить свою ракету Orizont. Парень очень взволнован, ведь впервые в жизни уезжает так далеко от дома. Наконец-то он увидит море.

  

 

Как все это непохоже на аэродром в калифорнийской пустыне Мохаве, где 17 декабря 2003 года Берт Рутан, живая легенда американской авиации и главный претендент на Х-Prize проводил презентацию своего проекта! Этот немолодой уже человек конструировал и поднимал в воздух самые невероятные машины! Например, самолет «Вояджер», который за девять дней без дозаправки облетел земной шар.

 В калифорнийской пустыне из ангара выкатили футуристический аппарат, разработанный фирмой Рутана Scaled Composites. Это реактивный самолет-носитель с поэтическим названием White Knight («Белый рыцарь»). К его фюзеляжу снизу прикреплен пилотируемый аппарат – капсула SpaceShipOne. И космический корабль, и самолет предназначены для многоразового использования. Гибридный ракетный двигатель SpaceShipOne работает на топливе, которое безопаснее традиционного. Фактически это каучук и закись азота (веселящий газ).

 Команда Берта Рутана выиграла этот конкурс не случайно. В отличие от других участников, он мог проводить испытания реальных образцов, а не моделей. Его проект финансировал Пол Аллен, один из основателей Microsoft, третий человек в списке самых богатых людей Америки. Рутан получил от него 20 миллионов долларов – сумму в два раза большую, чем сама премия. Кстати, Аллен, не единственный миллиардер, который вкладывает деньги в «частный космос». Джефф Безос, владелец интернет-магазина Amazon.com и Джон Кармак, разработчик компьютерных игр, создают собственные ракеты.

Первая премия досталась Берту Рутану, но его конкурентам есть за что бороться. В США уже объявили о новой премии – America’s Space Prize. На этот раз тот, кто поднимет свой корабль на высоту 400 км, получит 50 млн долларов!

11.05.2011