Еще в написанном около 320 года трактате китаец Гэ Хун предлагал использовать для путешествий по воздуху повозку с вертикальным винтом. Этот аппарат так и не был построен, как и винтовое летательное устройство, нарисованное в 1489 году Леонардо да Винчи. В 1754 году Михаил Ломоносов продемонстрировал на заседании Академии наук «аэродинамическую машину» с винтом, предназначенную для подъема в небо метеорологических устройств. Строить вертолеты пробовали и позже, однако не было достаточно сильного двигателя, чтобы оторваться от земли. Только четырехвинтовая машина французов Луи и Жака Бреге и Шарля Рише смогла в 1907 году преодолеть земное притяжение. Она поднялась над землей всего на 30 см и продержалась в воздухе 20 секунд. В 1909 году свои первые попытки сконструировать вертолет предпринял Игорь Сикорский, но тогда они не увенчалась успехом.

 Кстати, эффективную конструкцию вертолета впервые разработал в 1912 году русский инженер Борис Николаевич Юрьев (1889–1957). В 1930-е годы он сконструировал первый одновинтовой вертолет, успешно прошедший летные испытания. Но массовое производство этих машин так и не началось – они отличались меньшей скоростью и грузоподъемностью, чем самолеты, а в управлении были сложнее. Первые серийные вертолеты S-47 начала производить компания Сикорского в 1941 году. Годом позже нацистская Германия наладила выпуск военного вертолета FL-282. После второй мировой войны главными вертолетными державами стали США и СССР. Большой вклад в создание винтокрылых машин внесли и советские авиаконструкторы А.М. Черемухин, М.Л. Миль и Н.И. Камов. И все же основы вертолетостроения обеих держав заложил Сикорский. Это он первым дополнил горизонтальный винт вертолета меньшим по размеру хвостовым винтом, который обеспечивал устойчивость в полете. Благодаря Сикорскому, считавшему вертолеты в первую очередь спасательными машинами, они стали незаменимыми не только на войне, но и в мирной жизни.

 «Слишком умных» в СССР не любили

 

Среди двух миллионов россиян, покинувших родину в годы гражданской войны, оказалось немало выдающихся изобретателей. Сын муромского купца Владимир Зворыкин (1889–1982), эмигрировавший в США, изобрел в 1929 году вакуумный кинескоп, который стал основным элементом телевизора. Созданная им система приема и передачи изображения позволила в 1936 году начать в США регулярное телевещание. Зворыкин внес большой вклад в создание компьютеров, электронных микроскопов и других приборов. Всего ему принадлежит более 120 патентов.

 В 1930 году стал «невозвращенцем» уехавший в США химик Владимир Ипатьев (1867–1952). В эмиграции он изобрел метод каталитического крекинга, давший начало нефтехимии и производству полимеров. Ипатьева исключили из советской Академии наук, зато на новой родине он получил много наград и впоследствии стал известен как один из крупнейших химиков ХХ века.

 Авиаконструкторы Александр Прокофьев-Северский (1894–1974), Александр Картвели (1896– 1974), Михаил Ваттер (1899–1976) строили лучшие американские самолеты времен второй мировой. А профессор Степан Тимошенко (1878–1972) стал «отцом современной американской механики». Всего в разных странах получили известность более 800 российских изобретателей, оказавшихся ненужными своему отечеству. geo_icon