Доля истины в словах педагогов была – среди предков Сикорского были польские шляхтичи. Однако его отец, Иван Алексеевич, происходил из православного духовного сословия. Он учился в семинарии, но по духовной линии не пошел, а поступил в Киевский университет, став впоследствии знаменитым психиатром. Иван Алексеевич женился на юной дворянке, которая родила ему трех дочерей и двух сыновей. Последним 6 июня 1889 года на свет появился Игорь.

 Однажды Мария Стефановна рассказала сыну о Леонардо да Винчи, сделавшем набросок винтокрылого летательного аппарата. После этого Игорю приснилось, что он находится на борту громадного корабля с роскошными каютами и электрическим освещением. Необычным в этом судне было одно: оно не плыло по волнам, а плавно качаясь летело по воздуху. Когда Игорь рассказал об этом родителям, ему ответили, что человек никогда еще не строил таких воздушных кораблей и, скорее всего, это невозможно. Однако на самом деле, когда Игорю было три года, в воздух поднялся Отто Лилиенталь, а за ним – братья Райт.

 Учился Игорь в морском кадетском корпусе. Море он любил не меньше неба, а воздухоплавание казалось слишком далекой мечтой. И все же сообщения о первых полетах изменили его судьбу. В 1907 году после окончания корпуса юноша поступил в Киевский политехнический институт, где занялся конструированием летательных аппаратов. После двухлетних опытов ему удалось построить во дворе своего киевского дома первый вертолет. Винт исправно вращался, но силы двигателя было недостаточно, чтобы оторвать машину от земли. Второй вертолет поднялся над землей, но лететь на нем было невозможно, поскольку отсутствовали средства управления.

 Еще до этих опытов Сикорский ездил во Францию, чтобы поучиться у тамошних авиастроителей. Один из пионеров отрасли капитан Фербер сказал ему: «Молодой человек, не тратьте время на геликоптеры. Поверьте, их научатся делать лет через сто, не раньше». Уже через два месяца Сикорский вывел из ангара свой первый самолет. Но и тот не желал взлетать – только подпрыгивал. Удачной оказалась только пятая по счету модель, получившая название С-5. На ней Игорь сдал экзамен на звание пилота и установил мировой рекорд скорости. Впоследствии он не раз выигрывал состязания с иностранными аэропланами престижных марок – «Фарман», «Ньюпор».

 Это была эпоха «кустарного» авиастроения. Сикорскому приходилось быть в одном лице конструктором, сборщиком, ремонтником и испытателем. Все заработанные деньги и львиная доля отцовского наследства уходили на строительство самолетов.

  В поисках единомышленников Сикорский явился на прием к председателю правления крупнейшего машиностроительного предприятия – завода «Руссо-Балт». Михаил Шидловский, зараженный энтузиазмом молодого киевлянина, предложил ему стать начальником воздухоплавательного отделения. И Сикорский оправдал доверие – вскоре в России появился первый гидросамолет С-5А и аэросани.

 

 На крыльях «Ильи Муромца»

 

В 1911 году очередной испытательный полет едва не завершился трагедией. В карбюратор двигателя попал комар, и машина камнем пошла вниз. С трудом приземлившись, Сикорский пришел к выводу, что нужно строить большие многомоторные самолеты – если один двигатель заглохнет, остальные дотянут машину до места посадки. К тому же такие самолеты могли летать дальше и перевозить больше грузов. Так был построен гигантский четырехмоторный биплан «Гранд». В мае 1913 года он пролетел над Петербургом, изрядно напугав население столицы. Авиатора посетил сам Николай II. Самодержец даже сфотографировался в кабине «Гранда», уже переименованного к тому моменту в «Русского Витязя», и подарил его создателю часы.

 Через полгода, в ноябре 1913-го Сикорский построил самый большой в мире самолет «Илья Муромец», установивший множество рекордов. Одним из них был перелет из Петербурга в Киев: экипаж в составе четырех человек и пса по кличке Шкалик преодолел 1200 километров за 20 часов. Длина воздушного гиганта составляла 19 метров, размах крыльев – 31 метр. Самолет был почти целиком сделан из дерева и весил больше четырех тонн. На борту имелись гостиная, спальня для пассажиров и даже невиданная в воздухе роскошь – туалет.Читать дальше >>>