Широченная карандашница – вот на что похож Куала-Лумпур, если смотреть на него из окон вращающегося ресторана телебашни Менара. С высоты нескольких сотен метров прекрасно видны сверкающие на солнце макушки небоскребов-карандашей и сдвоенная громадина Петронас-Тауэрс. Внизу проглядывают сложносочиненные подвесные мосты, многоэтажные магистрали и переулки с суматошно копошащимися машинами. Ресторан смещается на несколько градусов – и высотки за окном сменяются мечетями и парками, а вдалеке уже маячат пальмовые плантации долины Кланг. В списке самых высоких телебашен мира Менара уступает Останкинской целых две позиции. Зато расположена она прямо посреди джунглей и сервируют здесь суп из дуриана. Словом, именно сюда нужно идти туристу, впервые попавшему в Кей Эл – так сами жители Малайзии сокращенно называют свою столицу. И сделать это надо обязательно, потому что кто не видел этот муравейник с высоты, тот не представляет его истинных масштабов.

При полуторамиллионом населении Куала-Лумпура его высотки – дань скорее амбициозности, чем тесноте. Сто пятьдесят лет назад на месте города было грязное болото с оловянными приисками, и жили здесь от силы полторы сотни трудолюбивых китайцев. Пятьдесят лет назад это был обычный центр обычной английской колонии. Пятнадцать лет назад в Куала-Лумпуре сделали ставку на модернизацию и создание инвестиционно привлекательного климата. Остановиться, кажется, не могут до сих пор. Сегодня здесь быстро и слаженно производят каучук, пальмовое масло, материнские платы и все новые и новые небоскребы, в которых командировочные со всего света решают судьбу мировых капиталовложений. С площадей разгоняют прижившихся здесь в качестве городских животных обезьян, чтобы за неделю отгрохать шоппинг-молл размером с футбольное поле. Гектары тропического леса закатывают в асфальт, чтобы за несколько месяцев построить автодром для гонок Формулы 1. Налоги здесь либеральны, кредитные ставки невысоки, на тротуар можно садиться в белых штанах, а на семидесятикилометровый путь из аэропорта в центр скоростной поезд всегда тратит ровно 28 минут и ни секундой больше. Символом города с таким анамнезом должны быть не какие-нибудь древние руины, а современные гиганты в духе «назло рекордам». В Куала-Лумпуре бал правят две башни, построенные в самом сердце даунтауна нефтяной корпорацией «Петронас».

На момент завершения строительства эти полкилометра стали и стекла обогнали нью-йоркский Торговый центр и были признаны самой высокой постройкой в мире. Сегодня они уступают Дубайской башне и тайваньскому Тайбэю-101, но по-прежнему остаются крупнейшими зданиями-близнецами и выглядят более чем внушительно. Дважды близнецов пытался штурмовать французский человек-паук Ален Робер (оба раза был снят полицией в районе 60-го этажа). Для прочей жаждущей острых ощущений публики на уровне 41-го этажа построили пешеходный мост. Вместе со своими опорами он напоминает робота-атлета, повисшего на турнике между двумя уходящими в небо перекладинами. Вокруг Петронас-Тауэрс крутится вся деловая жизнь страны, и башнями гордятся даже те, кто поначалу считал их не самым удачным вложением нефтяных миллиардов.Читать дальше >>>