Сайты партнеров




GEO приглашает

28-го января в центре современного искусства «Винзавод» c 12:00 до 18:00 пройдет Юна-Фест — выставка-пристройство собак и кошек из приютов


GEO рекомендует

WoodAndWatercolour — удивительные и современные изделия для интерьера, объединяющие лаконичность графики и неповторимую фактуру дерева


За снежной звездой

текст:
Перу

Каждый год на юге Перу тысячи индейцев поднимаются на священную гору своих предков – Аусангате (6384 м). Несколько дней паломники бредут по узким тропам, перебираются по шатким мостам, переброшенным через пропасти и расселины, по ночам мерзнут на привалах, задыхаясь в разреженном воздухе... И все это ради того, чтобы добраться до ледника и принести его частицу в родную деревню. Считается, что лед со священной вершины исцеляет болезни и приносит удачу. А если растопить его и оросить этой водой поля, земля будет щедра к крестьянам.

 Каждый год в трудное путешествие отправляются около 50 тысяч человек. Среди них не только жители окрестных деревень и ближайшего большого города Куско – бывшей столицы государства инков. К подножию Аусангате стекаются паломники со всех уголков страны и из соседней Боливии. И хотя многие из них несут в руках иконы и деревянные кресты, на склонах окутанной облаками горы разыгрывается странное действо, лишь внешне похожее на христианский обряд.

 Больше всего среди паломников индейцев кечуа. Их предки издавна жили в Андах на территории современных Перу, Боливии, Эквадора, на северо-западе Аргентины и севере Чили. В XV веке под предводительством инков кечуа создали самое большое государство доколумбовой Америки – империю Тауантинсуйу. До испанского завоевания в 1532 году индейцы разводили скот и занимались земледелием – строили каналы, дамбы и плотины, на крутых склонах устраивали насыпные террасы, где выращивали множество сортов картофеля, кукурузы и лекарственных растений. Подданные империи строили удивительные города, ткали яркие ткани, шили из них красочную одежду, изготавливали оригинальную посуду и украшения.

 Испанское завоевание – Конкиста – принесло кечуа лишь бедствия – гибель их государства и богатой культуры, гонения, эпидемии… Испанцы принуждали индейцев отказаться от веры предков, жестоко преследуя язычников. И во второй половине XVI века кечуа приняли католичество. Однако новая религия лишь наложилась на традиционные верования жителей Анд. Индейцы не забыли о своих древних богах. Да и как забыть, когда вокруг возвышаются грозные горы, которые могут покарать или пощадить человека? С давних пор индейцы относятся к вершинам как к могущественным божествам – апу. Гора Аусангате – одна из самых сильных апу. Ей следует отдавать почести в начале июня, когда на небе появляется созвездие Плеяд, – знак того, что лето и праздник солнцестояния уже близко. Благодаря европейским миссионерам ритуал восхождения на Аусангате постепенно слился с празднованием христианской Троицы. Но его языческая основа бросается в глаза.

 Каждая община старается послать на Койльюр Рити своих представителей. В дороге земляки держатся вместе – в огромной толпе паломников их можно отличить по одежде и украшениям, которые больше нигде не носят. Во главе маленькой процессии торжественно шествует старейшина. Обычно он прижимает к груди икону и опирается на отделанный серебром посох.

 Вот поднимаются индейцы чунчу – жители тропических лесов в головных уборах из пестрых перьев. Чунчу – словно живая иллюстрация к древнему индейскому мифу: первые люди появились внизу, в джунглях, и только потом пришли в Анды. На привалах чунчу пускаются в пляс – в огненных сполохах костра встают картины из жизни первобытных людей, будто зрители перенеслись на тысячи лет назад. А неподалеку танцуют уроженцы Альтиплано – западной части внутреннего плоскогорья Центральных Анд. По сравнению с чунчу, они одеты менее экзотично – в короткие штаны до колен, короткую куртку и домотканое пончо. Согласно тому же мифу о нескольких поколениях людей, перед нами уже иная эпоха – «последние» индейцы, поселившиеся в горах. Древний праздник Койльюр Рити объединяет мифическое прошлое и настоящее, язычество и христианство, хаос и порядок, тьму и свет...

 Ни свет ни заря паломники снова трогаются в путь. Поднимаются медленно – в горах силы лучше зря не расходовать. Поспешишь – сразу начнешь задыхаться, на высоте легким не хватает кислорода. Передышки устраивают только у крестов, возвышающихся вдоль дороги. Каждый из них стоит рядом со священным для кечуа камнем – уака, средоточием сверхъестественных сил.

 Индейцы по-прежнему останавливаются около уака, чтобы прочитать молитву и попросить помощи у духов. Языческие и христианские обряды окончательно перемешались. Разные боги ведут паломников наверх в горную долину Синакара к церкви Явления Господня, расположенной на высоте 4800 м. Именно здесь находится главное святилище-уака, заключенное теперь в стены храма. На камне можно разглядеть изображение распятого Христа. По преданию, в 1780 году местному пастуху явился белокурый мальчик. И тут же, словно по волшебству, число животных в стаде удвоилось. Когда же пастух попытался расспросить странное дитя, мальчик исчез, сверкнула молния, и ошеломленный индеец увидел на поверхности скалы образ распятого Христа. Теперь к знаменитой святыне старается прикоснуться каждый верующий, осиливший путь до церкви.

 Глубокой ночью, отстояв последнюю мессу, паломники готовятся к завершающему и самому опасному этапу восхождения – подъему на ледник Колькепунку. Тех, кому выпадет честь добыть священный лед, выберут старейшины. Но обычного человека к вершине не пропустят духи. Охотники за льдом на время должны стать укуку, то есть «медведями». Для этого они надевают маски и накидки, символизирующие медвежьи шкуры. Только укуку могут преодолеть все препятствия и отогнать ударами хлыста конденадо – живых мертвецов, скитающихся по горам.

 Еще недавно к леднику отправлялись сотни укуку. Но в 2005 году старейшины скрепя сердце приняли решение послать за священным льдом лишь дюжину индейцев – ведь Колькепунку с каждым годом уменьшается. В Андах отныне тоже обсуждают глобальное потепление. Правда, кое-кто винит во всех бедах туристов и торгашей – слишком много дельцов наживается на священном празднике. Раньше все было совсем по-другому...

 Получив благословение в церкви, укуку затемно выходят на тропинку к леднику. Здесь уже царствует Колькепунку – древний повелитель ледника. Кого же тогда благодарят индейцы, благополучно добравшиеся на рассвете до границ льда – Иисуса или Колькепунку? Скорее всего, и того, и другого – нового бога равнин и старого бога гор.

 Укуку перевязывают глыбы льда кожаными ремнями и, взвалив их на спину, поворачивают обратно. Пройдя опасный спуск, несколько льдин оставят в церкви: Колькепунку словно пожертвуют Христу, как когда-то язычество принесли в жертву христианству... А через год все повторится вновь. Кто-то спустится с горы со сверкающей драгоценной ношей, а кто-то навсегда останется на склонах Аусангате во владениях Колькепунку, равнодушно взирающего на далекие равнины и людей.

11.05.2011
Теги: