Парадоксально, но эффектное название, ставшее таким же символом Древнего Египта, как пирамиды, мумии и папирус, совершенно не соответствует идее этого произведения. «Книгой мертвого человека» (по-арабски Кitab al-Маууit) египтяне XIX века называли папирусные свитки с таинственными письменами и рисунками, которые они находили вместе с мумиями своих далеких предков. Содержания текста они, разумеется, не знали, поскольку язык и письменность Древнего Египта уже два тысячелетия как были забыты.

 

Подлинное название этого текста прямо противоположно по смыслу – «Рау ну перэт эм херу», «Изречения выхода в день». Его суть – помочь умершему миновать опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с солнечной баркой бога Ра вновь вернуться на землю, воскреснуть – «обновиться», как говорили египтяне. И потом вести духовно-чувственное существование в омоложенном, нестареющем теле на вечно прекрасной плодородной земле в окружении родных и близких. Это книга о том, как победить смерть.

 

Когда заговорили стены усыпальниц

 

История «Книги Мертвых» восходит к далеким временам, когда в долине Нила складывался культ местных богов и соответствующий погребальный ритуал. Видимо, еще до объединения Египта в одно государство, в дописьменный период, начал составляться сборник заупокойных формул. Много позже, при фараонах V–VI династий (ок. 2355 года до н. э.), он был начертан на стенах погребальных камер царских пирамид, уже весьма скромных по размерам – грандиозные пирамиды в Гизе «безмолвны». В первый раз это произошло при фараоне Унисе, на исходе V династии во второй половине эпохи Древнего царства.

 

Обнаруживший в конце XIX века эти тексты французский египтолог Гастон Масперо назвал их «Текстами Пирамид». Судя по всему, это была запись погребального ритуала царской особы. В некрополях Древнего царства вы не найдете ничего о загробной жизни простых умерших. Это, конечно, не означает, что простые египтяне не задумывались о том, что ждет их после смерти. Но, говоря об эпохе Древнего царства, мы можем судить только о посмертном бытии фараона. Он должен был предстать перед богами и вступить в их сонм.

Умерев, он взлетал на небо и там, в бесконечном звездном пространстве, плыл с солнечным богом Ра в Ладье Миллионов Лет. «Тексты Пирамид» гласят: «Твои крылья растут, как у сокола, ты широкогрудый, как ястреб, на которого взирают вечером, после того как он пересек небо». «Летит летящий. Он улетел от вас, люди, ибо он не принадлежит Земле, он принадлежит небу...»

 

что было написано на Саркофагах

 

Замечательный ученый, основатель российской школы египтологии, Борис Александрович Тураев писал: «Тексты Пирамид» – первое звено той непрерывной цепи заупокойных магических памятников, которая тянется на всем протяжении египетской языческой (отчасти и христианской) цивилизации». Ученый перечисляет то, из чего состоят «Тексты Пирамид» – это заговоры, ссылки на историю богов, возгласы и формулы заупокойных обрядов, заклинания против демонов, пресмыкающихся и врагов умершего царя, молитвы и обрывки мифов.

«Все это написано архаическим языком и <…> орфографией, приспособленной для магических целей и избегавшей употребления иероглифов, изображавших живые существа, способные вредить покойному даже со стен надписи. Зеленый цвет иероглифов, цвет воскресения <…> свидетельствует, что этот древнейший литературный памятник человечества является вместе с тем и древнейшим словесным протестом против смерти и средством словесной борьбы с нею – борьбы, <…> которая выражалась дотоле в сооружении колоссальных царских гробниц…»

 Читать дальше >>>