В конце 1962 года Сергей Павлович Королев писал жене Нине Ивановне: «Что я хочу сделать? Хочу работать в основном нормально, т. е. часов до 7–8 вечера (а то и меньше) и лишь изредка позже. Не хочу работать в праздники. Будем 2–3 раза в год хоть не подолгу, но отдыхать». Всю жизнь Королев работал, что называется, на износ. Отдохнуть он по-хорошему так и не успел. Жить Королеву оставалось всего три года.

 

То математик, то боксер

 

Украина считает Королева своим – он родился 12 января 1907 года (по новому стилю) в Житомире, где его отец Павел Яковлевич преподавал в гимназии русский язык. Мать, Мария Николаевна Москаленко, происходила из семьи нежинских купцов, державших бакалейную лавку. Замуж она вышла в 17 лет – не по своей воле, а по родительской. В 1909 году молодые перебрались в Киев.

 

У Павла умер отец, и заботы об осиротевшей семье легли на плечи сына. Средств не хватало, безденежье было тягостно для Марии, которая к тому времени уже окончательно поняла, что не любит мужа. После очередной ссоры она отправила маленького Сережу к родителям в Нежин, а сама переехала к сестре. Обиженный Павел поспешил жениться на молодой сестриной сослуживице, с которой прожил до своей смерти в конце 1920-х.

 

Мария Николаевна часто навещать сына в Нежине не могла. Мечтая получить образование, она поступила в Киеве на Высшие женские курсы. Сережа тем временем жил в большом доме деда и бабки, которые обожали внука. Он рос серьезным и спокойным, рано выучился читать. Ему было четыре года, когда он впервые увидел полет аэроплана – им управлял знаменитый летчик Сергей Уточкин. Мальчик вместе со всеми кричал «ура», видя, как хрупкая на вид машина пролетала над куполом Преображенской церкви – самого высокого здания города. С тех пор мечта о небе увлекла его. «Склеил аэроплан, очень красивый», – с гордостью писал Сережа матери о своих детских занятиях.

 

Скоро у мальчика появился отчим – инженер Григорий Баланин. Мария Николаевна вышла за него в 1916 году, когда Павел Яковлевич дал наконец развод. После Февральской революции семья переехала в Одессу, там же пережила лихолетье гражданской войны. Школы тогда почти не работали, и Сергей получил в основном домашнее образование – с ним занимались мать и отчим.

  

Его интересовало многое. В 1920 году профсоюз моряков открыл в городе модельный кружок, и Сергей записался в него, увлекся яхтами, а еще через год он познакомился с летчиками гидроавиационного отряда «Гидро-3». Сергей изучал устройство самолетов, стал механиком и неоднократно поднимался в воздух. Правда, не сам, а с опытным пилотом, ведь ему не было еще и 16 лет. Одновременно он учился в стройпрофшколе, занимался в математическом, астрономическом кружках и даже в боксерской секции.

 

И все же больше всего его манили летательные аппараты. В июне 1923 года Королев поступил в ОАВУК (Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма), а через месяц сам организовал кружки планеризма в Одесском порту и на судоремонтном заводе. Его главной страстью становятся планеры. Он нашел в ОАВУК немало книг по авиации и углубился в их чтение. К июлю следующего года у юноши уже был готов проект собственного планера К-5, одобренный в ОАВУК и даже рекомендованный к постройке.

 

В 1924 году Сергей поступает в Киевский политехнический институт. Чтобы не обременять семью, он зарабатывает себе на пропитание – разносит газеты, участвует статистом в киносъемках, чинит крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе). И при этом умудряется отлично учиться по всем предметам.

 

Одна проблема – в Киевском политехе не обучали «воздушным» наукам, и через два года Королев перевелся в Московское высшее техническое училище имени Баумана. В МВТУ тогда читал лекции 38-летний конструктор Андрей Туполев, быстро оценивший способного студента. Во время учебы Королев впервые прочел работы Константина Циолковского.

 Читать дальше >>>