Красивый миф, давно ставший частью нашей культуры, гласит: всадник (рыцарь, жокей) связан с лошадью узами дружбы. Это всего лишь миф.

 

А нелестная для человека правда заключается в том, что дружбы никакой нет – лишь болевое принуждение лошади. И во все века люди проявляли сатанинскую изобретательность, дозируя эту боль – то делая ее нестерпимой, то чуть уменьшая.

 

Вглядитесь в изображение верховой лошади. Во рту у нее – металлический инструмент, приводимый в действие поводьями. Это для того, чтобы причинять боль. Так всадник контролирует движения лошади.

 

Человек долго искал точку, воздействие на которую заставило бы свободолюбивую лошадь подчиниться. В древности ей в ноздри, проламывая носовую перегородку, вбивали кольцо. В XII веке до н. э. появились удила, жестко действующие на беззубые места челюсти, верхнее небо, губы, язык и зубы. Недаром верховым лошадям выламывают первые премоляры – хрупкие малые коренные зубы, принимающие удар железа. Боль от удил может быть парализующей. Позже придумали мундштук, воздействующий на верхнее небо, язык и тройничные нервы нижней челюсти. Прообразы этих устройств были известны с VI века до н. э. в Персии и Греции. В средние века появились мундштуки, позволявшие ломать лошади челюсть. Современный конный спорт совместил удила и мундштук, и суть их нисколько не изменилась с момента изобретения.

 

Марионеточная эффектность вымученных движений выездковых лошадей на соревнованиях обманывает только профана. Специалист сразу видит и жестокую работу «железом», и следы «подбивки» трубой или током.

 

За долгую историю верховой езды «железо» иногда было помягче, иногда построже. Но оно всегда обеспечивало болевое воздействие на нервы головы. Это сухой анатомический факт, от которого никуда не денешься.

 

100% спортивных лошадей отказываются добровольно выполнять команды и терпеть всадника на себе, иначе «железо» было бы упразднено за ненадобностью. Избиения, жестокое воздействие на рот, спину лошади, на ее ноги («подбивка») – непременная составляющая конного спорта. Это, как мне кажется, полностью обесценивает все результаты, рекорды и достижения. Если, к примеру, прыгуна в высоту во время отрыва от земли как следует жахнуть током, он, возможно, прыгнет еще выше. А если конькобежца бить бичами при прохождении им дорожки?..

 

Боль и страх – допинги. К спорту как таковому они не имеют отношения. Это не демонстрация возможностей тела и духа, а паразитирование на физических возможностях другого существа, принуждаемого к движению.

 

 

Настанет день, когда конный спорт потеряет право на существование и превратится в полуподпольную забаву маргиналов. Если другие способы взаимоотношений, кроме болевых, неизвестны, а болевые позорны, то не остается ничего иного. Каким будет тогда место лошади в человеческом мире? Провоцировавший рост поголовья спорт по сути приведет миллионы никому не нужных лошадей на бойню.

 

К счастью, существуют альтернативные способы взаимодействия с лошадью, основанные на ласке, дружбе и доверии. Например, Natural Horsemanship, система американца Парелли, – демократичная и незатейливая, но способная удовлетворить желание человека общаться с лошадью, не причиняя ей вреда.

 

Второй вариант – haute ecоle, высокая школа верховой езды. Она зародилась в XVI–XVII веках во Франции и Италии. Высокой ее назвали то ли за предельную сложность, то ли потому, что основные фигуры и элементы были «высокими» – приподнятыми над землей. Их основой была песада, вставание на дыбы. Этого, разумеется, добивались жестокостью, но haute ecоle давно оторвалась от своих корней. Она полностью отказалась от болевого воздействия: ни уздечек с «железом», ни недоуздков, ни шпор – ничего, что причиняет боль. Сверхсложные элементы лошадь выполняет, подчиняясь реальным, а не придуманным дружеским чувствам к человеку. Наказания, грубость или неуважение запрещены.

 

Все, сделанное с помощью «железа», не представляет интереса для высокой школы. Она показывает, как элемент выглядит в его чистом, природном звучании. По сути, это выяснение истинных возможностей лошади. Здесь неинтересны стандарты классической или спортивной выездки.

 Читать дальше >>>