В статье немецкой журналистки представлен совершенно новый взгляд на проблемы современной педиатрии и само понятие здоровья ребенка. В нашей стране, по данным Всемирной Организации Здра­во­охранения (ВОЗ), тоже нет «больших проблем детского здоровья». Однако на приеме у педиатра колоссальные очереди, и все врачи и родители, не говоря уж о средствах массовой информации, всюду кричат о том, что дети не здоровы, ослаблены, часто болеют…

С чем чаще всего сегодня встречаются педиатры? Аллергические реакции, атопический дерматит, астма, неврозы, мигрирующие боли, утомляемость, частые простудные заболевания.

На первом году жизни часто выяв­ля­ются атопические изменения на коже – покраснения, сухость, высы­па­ния, зуд. При этом чем больше забота в семье, лучше условия и возможности питания ребенка, и по ас­сор­ти­менту продуктов, и по качеству, тем чаще встречаются атопические ­проявления.

 

В детском саду дети часто болеют простудными заболеваниями. Все медикамен­тозные попытки укрепления иммунитета не приводят к же­лаемому результату. Хро­ни­ческий насморк, ран­нее разрастание аде­но­идов (уже с двухлетнего возраста) отмечаются все чаще. Ребенок почти перестает посещать садик. При этом дети постоянно наблюдаются у педиатра и получают какую-то терапию.

Астма – бич современной педиатрии – «помолодела». Уже в 3–4 года дети становятся хрониками и вынуждены получать бронхолитические ингаляции. Актуальна и проблема мигрирующих болей – дети жалуются на боли в костях, в суставах, почти все страдают головными болями. Малыши уже проявляют себя как «метеозависимые», то есть реагируют на изменение погоды! Увеличилась частота детских тиков, невротических реакций, нарушений ночного сна. Дети менее выносливы, они меньше двигаются. Частые простудные заболевания ограничивают возможность занятий спортом, и все это замыкает патологический круг.

Прежде всего, необходимо разобраться в причинах. Безусловно, важную роль играют ухудшение экологии, загрязнение воздуха и воды, невероятный темп жизни взрослых, стрессы, курение, алкоголизм, наркомания – все это в конечном итоге приводит к рождению более ослабленных детей. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, требуются решения на уровне государства.

С другой стороны, поведение взрослых в отношении детей в каждой отдельно взятой семье можно изменить, и это становится совершенно новой задачей педиатра. Например, грудное вскармливание и введение прикорма после 6 месяцев жизни малыша может значительно уменьшить частоту атопических проявлений. Или прием антибиотиков – с самого раннего возраста родители бесконтрольно дают их детям по любому поводу, осложняя тем самым формирование собственной иммунной защиты ребенка.

Дети страдают от огромной умственной нагрузки. Уже с первого класса они вынуждены большую часть времени проводить за уроками, поздно ложиться спать. Времени на прогулки и подвижные игры практически не остается. Дома дети сидят у компьютера, за игровыми приставками, смотрят телевизор. Все это вызывает невротические реакции, приводит к ослаблению формирующихся мышц и сосудов, к появлению функциональных мигрирующих болей.

В ситуации стресса, нехватки времени, конфликтов с родителями и адина­мии дети начинают много есть, предпочитая «нездоровую пищу». Обмен веществ нарушается, возникает угроза ожирения.

 

Что же делать? И всегда ли так уж виноваты родители в том, что их дети ослаблены и им трудно адаптироваться в этом сложном мире? К сожалению, часто все, что они делают по отношению к ребенку, соответствует рекомендациям педиатров. Другими словами, сама педиатрия сегодня требует реорганизационных изменений. Прежде всего, обучения педиатров с акцентом на сегодняшние проблемы, на четкое разграничение болезней, требующих обязательного применения лекарственных средств, и состояний, требующих ограничения медикаментов.

Педиатр должен быть нацелен на долгосрочное поддержание здоровья ребенка, а не только на решение сиюминутной проблемы. На первое место выходят проблемы консультирования родителей и разъяснения роли семьи в формировании здоровья ребенка.Читать дальше >>>