На рассвете озеро Себу покрывается ковром из розовых цветов. Тысячи лотосов распускаются в его водах. Розовые лепестки сомкнутся снова, когда зайдет солнце. Здесь, на юге филиппинского острова Минданао, издавна живет народ тиболи (т’боли). Только теперь места для жизни ему почти не осталось.

 Они долго чувствовали себя защищенными. От большого мира их отгораживали горы, долины, леса и реки. Испанцы, владевшие Филиппинами больше 300 лет, до исконных земель тиболи так и не добрались. С начала ХХ столетия островами правили американцы, но и они не тревожили безобидных аборигенов. В 1934 году Филиппины добились автономии, правительство решило начать освоение новых территорий, а заодно приобщить к благам цивилизации «отсталые» народности.

 Тиболи – это земледельцы и рыбаки, ремесленники и охотники. Они всегда жили обособленно, однако пришельцев не чурались. Торговали с соседями манильской пенькой, зерном и рыбой. Будучи искусными ткачами и портными, шили тиналаки – уникальную одежду из пеньки с красивыми орнаментами, силуэтами людей и животных. Делали оригинальные медные серьги, кольца и ожерелья, а также ножные браслеты с медными колокольчиками. Идешь – звенит…

 Тиболи и сейчас живут так же, как их далекие предки – в неказистых хижинах из бамбука, покрытых сухой травой. В единственной комнате обычно ютится дюжина человек: глава семьи, его дети, жена – или жены, если человек богат. Ведь перед свадьбой жених должен заплатить большой выкуп: дорогие украшения, четыре-пять лошадей.

 Сеять тиболи приспособились безо всякого скота: вооружившись кольями, они проделывают ямки в грунте и бросают в них зерна риса. Время дня определяют без часов: по движению тени от палки, воткнутой в землю. А споры как решают! Например, тот, на кого пало подозрение в воровстве, должен опустить руку в кипящую воду. Стерпит – значит, невиновен. В общем, по мнению властей, типичный образчик «отсталого» народа.

С 1938-го по 1950 год на берега озера Себу из различных областей Минданао переселились более 8000 семей. Переселенцам правительство выдавало лицензии на землю, и получалось, что издавна живущие здесь тиболи не имеют на нее никаких прав, кроме тех, что даны природой. При появлении новых землевладельцев аборигены отступали в горы. Но это было только начало.

 Со временем нашествие приобрело такой размах, что самобытность и будущее тиболи оказались под угрозой. Этот народ не приемлет ценностей западного общества. Несмотря на свое миролюбие, тиболи все же решили бороться за свои права. Их союзником стала христианская миссия. Миссионерские школы дают детям образование (сейчас из 100 тысяч тиболи 80% неграмотны). Новое поколение должно найти компромисс между цивилизацией и вековым укладом. Земли, на которых жили тиболи, сжимаются все больше. Отступать им некуда. geo_icon