История гольфа в Китае началась в те времена, когда страна после долгих лет самоизоляции стала потихоньку открываться внешнему миру. В 1984 году здесь было создано первое поле для игры в гольф, а сейчас их количество уже перевалило за две сотни и продолжает неуклонно расти. Гольф-клубы можно обнаружить теперь где угодно – в мегаполисах вроде Пекина или Шанхая и в сельских районах, где-нибудь на острове Хайнань или в провинции Гуандун.

Всплеску интереса к аристократической игре немало способствовало присоединение в 1997 году к Китаю Гонконга. В этой бывшей британской колонии у гольфа было много поклонников, которым, к сожалению, не всегда хватало места. Гонконгские игроки и спонсировали создание одного из первых китайских гольф-клубов Chung Shan Hot Spring Golf Club со специально спроектированным полем, расположенным вблизи границы с особой экономической зоной Жухай. Потом они дали деньги еще на один клуб – и, что называется, процесс пошел. Как оказалось, гольф сближает. Теперь на гольфовых полях налаживаются контакты уже между Пекином и Тайванем. Тайваньские и китайские ассоциации гольфа проводят регулярные соревнования, во время которых, по словам их участников – политиков и бизнесменов, – все забывают о разногласиях и становятся просто китайцами.

Именно влиятельные чиновники и члены компартии были первыми гольфистами в Китае – все-таки этот вид активного отдыха всегда оказывается элитарным. Тут-то и кроется главная проблема. Когда начался гольфовый бум, клубы в Китае стали расти, как грибы после дождя. Полей появилось много, а игроков на них недоставало и недостает, поскольку цены, которые назначают клубы, слишком высоки для большинства жителей страны. Стоимость годового членства в гольф-клубе в шесть раз превышает среднегодовую зарплату китайского служащего, не говоря уже о крестьянах. При этом снизить плату нельзя из-за небольшого числа играющих, а увеличить число посетителей не позволяют высокие цены. Получается замкнутый круг. Игроками в Китае остаются, прежде всего, политики, бизнесмены и иностранные туристы. По этой причине и вложения в этот вид спорта редко приносят ожидаемую отдачу. А вложения необходимы немалые – стоимость земли, само строительство, налоги, создание инфраструктуры, уход за покрытием: полив, удобрение и т. д.  Обустройство одной площадки, имеющей 18 лунок, обходится почти в 20 миллионов долларов!

В Пекине членство в престижном гольф-клубе является показателем общественного статуса любого функционера, а иностранцу причастность к этой игре упрощает доступ в офисы партийных чиновников. Однако общество опасается коррупции в среде политиков, связанной с гольфом. Время от времени на этой почве возникают скандалы – то из-за использования пахотных земель под создание площадок, то из-за растраты общественных средств на их обустройство…

Те, кто приобретает землю под строительство полей, на самом деле развивают совершенно иной бизнес. Главное его направление – возведение элитного жилья, которое прочно ассоциируется с иг­рой в гольф. Виллы или дорогостоящие квартиры строят вблизи гольфовых площадок. Таким образом, продажа недвижимости призвана поддержать гольф-индустрию, а гольф – привлечь покупателей сверхдорогого жилья.

Надо признать, что качество китайских площадок действительно высочайшее, поэтому гольф-туризм продолжает набирать обороты. Иностранцам здешние цены не кажутся столь высокими. К тому же площадки Поднебесной имеют много других привлекательных сторон: экзотические пейзажи, мягкий климат, огромное количество обслуживающего персонала, настолько старательного, что любой сорняк, осмелившийся прорасти на газоне, погибает мгновенно. Не случайно китайские поля уже принимали международные соревнования с участием звезд первой величины – Тайгера Вудса, Виджея Сингха, «Джумбо» Одзаки, Ника Фалдо. (Этих гольфистов китайцы, кстати, приглашают и в качестве дизайнеров новых площадок.) Да и в самом Китае уже есть спортсмены мирового класса – такие как Чжан Ляньвэй и Лян Вэньчун. Ассоциация гольфа Китая стремится изменить репутацию этой игры, так чтобы он перестал быть только развлечением богатых людей, а превратился в спорт, которым занимается весь народ. geo_icon