С тех пор, как Жак-Ив Кусто изобрел в 40-х годах прошлого века акваланг, миллионы людей получили возможность любоваться красотами подводного мира. Проблема одна – плавать с  громоздким баллоном за спиной, в маске и с загубником во рту не так просто. Да и передвигаться приходится своими силами, хоть и при помощи ласт.

Избежать этих неудобств позволяет относительно недавнее изобретение – подводный скутер Breathing Observation Bubble. С ним подводное плавание превращается в подводную езду. Этот «пузырь обозрения» действительно похож на мотороллер-скутер: сиденье, руль, панель приборов. Но вместо шлема на голове седока – прозрачный купол из полимера.

В нем и состоит принципиальное новшество устройства по сравнению с аквалангом. Под купол нагнетается воздух из баллона, установленного в передней части аппарата. Никаких трубок и клапанов, держать в зубах тоже ничего не надо. Дышится легко и свободно, как на суше. А перед взором открывается панорамный вид на подводные достопримечательности.

Двигатель, работающий от 12-вольтовой батареи, «разгоняет» скутер до скорости 2,5 узла (4 км/ч). Ныряльщику остается лишь сидеть и смотреть, можно целый час – на это время хватает заряда аккумулятора.

На школьных уроках физики использованный в скутере принцип воздушного колокола демонстрируют в известном опыте со стаканом. Если перевернуть его вверх дном и опустить в емкость с водой, в стакане останется воздух. По закону Архимеда на стакан действует выталкивающая сила (на скутере ее уравновешивают кислородный баллон и свинцовый балласт).

Cтрого говоря, подобное устройство, хорошо известное строителям мостов, следует называть кессоном (от французского caisson – ящик). Поступление воды в рабочую камеру кессона предотвращают, нагнетая в нее сжатый воздух.

Воздушные колокола – явление более древнее. С их помощью человек начал осваивать глубины морей. Старинная легенда гласит, что Александр Македонский спускался под воду в стеклянном сосуде. Однако документы этого не подтверждают (а вот то, что Александр посылал ныряльщиков следить, не придумали ли защитники Тира какое-то подводное устройство – это, похоже, правда). В 1538 году какие-то греки показывали испанскому королю Карлу V подводный колокол. Полутора столетиями позже построил свой воздушный колокол и великий английский астроном Эдмунд Галлей. Но вернемся к нашему скутеру.

Правда, скептики (или конкуренты, сдающие напрокат акваланги?) утверждают, что кататься на скутере не всегда безопасно. Дескать, при равномерном движении его устойчивость сохраняется. А что произойдет, если скутер, скажем, напорется на коралловый риф? И здесь нам снова не разобраться без стакана, погруженного в жидкость. Действительно, стоит накренить его, как он «хлебнет» воды и, перевернувшись, пойдет ко дну. Однако факт: более чем за десять лет эксплуатации скутеров на разных курортах несчастных случаев зафиксировано не было. Но осторожности ради группу туристов всегда сопровождают опытные ныряльщики, а  рифы стараются обойти, составляя маршрут.

Инструктаж по управлению скутером занимает несколько минут: новоявленные исследователи глубин должны научиться разбираться в показаниях приборов и поворачивать под водой. Плавать (или ездить?) на подводном скутере разрешается даже детям – по достижении 10 лет. Ограничений по здоровью практически нет. Уже при погружении на несколько метров человек начинает ощущать на себе давление воды. Но самые уязвимые части тела – голова и легкие – защищены куполом с воздушным колоколом. Кроме того, скутеры привязаны тросами к буйкам, расположенным на поверхности воды. Таким образом глубина погружения ограничивается 12 м.

Новинку оценит и близорукий: в отличие от акваланга, в «пузыре обозрения» можно опускаться под воду даже в очках. Так что все откроют для себя красоты глубин. geo_icon