Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


Серебрянные шлемы ями

текст:
Тайвань1

Вдоль берега покачиваются на волнах изящные расписные пироги. У самой кромки воды ловко чистит большую рыбину человек в странном головном уборе: его голову до самых плеч закрывает блестящий шлем. Кажется, что рыбак водрузил на плечи маленькую модель египетской пирамиды.

Приглядевшись, я вижу, что шлем «сшит» из пластин серебра – они скреплены тонкой проволокой, про детой в отверстия по краям пластин. Лица человека не видно, он взирает на мир сквозь две дырки, прорезан ные на уровне глаз.

Я на острове Ланьюй в 80 километрах к юго-востоку от Тайваня. Ланьюй – это «Остров Орхидей» по-китайски. В здешних тропических зарослях и впрямь произрастает не сметное множество этих цветов, похожих на огромных разноцветных бабочек. Что же до людей в серебряных шлемах, то это туземцы из племени ями. Их предки приплыли на остров восемьсот лет назад, задолго до колонизации Тайваня китайцами.

Родина ями – острова Батан, ныне северная провинция Филиппин. Ями любят вспоминать о далекой земле, где жили их предки, хотя архипелаг находится всего-то в 120 км от Ланьюй. И само слово «ями» в переводе с языка жителей Батана означает «мы». До XVII века ями довольно часто наведывались в гости к своим родичам, но затем отношения внезапно прервались. Вроде бы из-за ссоры между вождями племен, в результате которой жители Батана строго запретили ями появляться на родине предков.

Сейчас 3000 ями живут в шести деревнях на побережье острова Ланьюй. Это один из немногих народов мира, которых достижения цивилизации практически не коснулись. Китайцы не раз пытались соблазнить ту земцев бесплатными школами для детей и современным жильем, но суровые ями отвергли эти предложения. Они предпочли сохранить верность своим древним обычаям. Тем более что эти люди просят у судьбы совсем немного: на земле довольствуются урожаем проса и батата – сладкого картофеля. В остальном полагаются на море – ловят рыбу и собирают на берегу все съедобное, что могут вынести волны – от водорослей до моллюсков и крабов.

У живущих в одном ритме с природой ями есть зимние и летние дома. Когда склоны холмов стынут под холодными ветрами, туземцы прячутся в пещерах, вырытых в земле. Эти зимние дома соединены друг с другом «улицами» – узкими траншеями с выложенными камнями стенами. В конце февраля, лишь только погода смягчится и утихнут зимние шторма, ями перебираются в каменные хижины с тростниковыми крышами.

Женщины, которые вольны выбирать себе мужей и оставлять их когда вздумается, работают в поле или ухаживают за курами, козами и свинья ми, а мужчины выходят в Южно-Китайское море на рыбный промысел. Основную его часть составляет ловля летучей рыбы. Для островитян эти порхающие над волнами морские создания не просто излюбленное лакомство. Ями поклоняются летучей рыбе как божеству. Поэтому рыбалка и все, что с ней связано, превращается в священнодействие.


По сути, все обычаи туземцев ями восходят к одному древнему преданию – легенде о летучей рыбе. Одному рыбаку приснилась странная рыба с крыльями. Она (вернее – он) сказала: «Я – царь летучих рыб, меня зовут Черные Плавники. Когда проснешься, приходи на берег – я буду ждать тебя там и скажу, что ты должен сделать». Наутро, подчиняясь приказу, человек от правился к морю. Черные Плавники прилетел к нему, перепрыгивая с волны на волну. Они провели вместе много долгих часов, и Черные Плавники раскрыл туземцу тайны моря, объяснил, как жить с ним в добром союзе, какую пищу оно может дать и как ее добыть.



С тех пор народ ями отмечает начало рыболовного сезона ритуалом, во время которого все нараспев повторяют мудрые слова царя Черные Плавники. По такому торжественному случаю мужчины надевают серебряные шлемы и украшения из меди и золота. Женщины тоже выходят на праздник в своей лучшей одежде и украшениях. Они режут кур и льют кровь в море, чтобы ублажить священную летучую рыбу. Этой же жертвенной кровью окропляют шлемы и пироги.

Шлем – главная фамильная драгоценность и предмет гордости. Количество пластин говорит о достатке семейства, о его положении в общине. Обычай велит передавать эти священные предметы из поколения в поколение. А долг уважающего себя наследника, нового главы семьи – увеличить отцовский шлем на несколько пластин.

Но откуда у ями столько серебра? Ведь месторождений драгоценного металла нет ни на острове Ланьюй, ни на Тайване. Ученые полагают, что серебро на остров могло попасть с кораблей, курсировавших в Южно-Китайском море. В середине XVI века испанцы обзавелись серебряными рудниками в Мексике. Из добытого металла чеканили монеты и везли их в Европу через Филиппины. Именно оттуда серебряные деньги несколько веков подряд попадали в Китай. Порой застигнутые шторма ми суда сносило к островам в районе Тайваня. Жители Ланьюй забирали груз с кораблей, разбившихся о рифы, либо, как свидетельствуют китайские хроники, нападали на мореплавателей, которые высаживались на Ланьюй, чтобы пополнить запасы или переждать непогоду.

Монеты ями переплавляли в пластинки, из них и делали потом шлемы. Впрочем, сейчас шлемов из чистого серебра на острове почти не осталось. Когда запасы серебра иссякли, ями стали добавлять пластины из жести, а в наши дни – и из алюминия. Не меньше фамильных шлемов ями почитают свои пироги. Из цельного ствола дерева они выдалбливают два типа лодок: большие, на 6–10 человек, и маленькие – на одного или троих. Праздником Большой пироги открывается в марте рыболовный сезон. В этот день жители деревень вы носят на руках свои самые большие лодки весом около 300 кг и подкидывают их вверх. Чем выше – тем больше будет в этом году рыбы.

Пироги ями красят в белый цвет, а затем расписывают их сложными красно-черными узорами. Красующиеся на кормах зигзаги напоминают о холмах острова Ланьюй. На борту обязательно должен быть и круг, воплощение Глаза неба – божества, которое наблюдает за морем и людьми, живущими его дарами. Последний и самый важный солярный символ – мата-но-татара, концентрические круги, напоминающие солнце с лучами. Это «глаза» самой лодки. Согласно верованиям ями, лодка «без глаз» не сможет отыскать рыбу и обязательно попадет во власть злых духов. А их в морских пучинах – видимо-невидимо.

Когда на остров опускаются сумерки, рыбаки вытаскивают пироги на берег. Наступает время последних ритуальных действий уходящего дня. Улов – груду поблескивающей рыбы – вываливают на мокрый песок. А рыбаки наконец открывают свои лица – смуглые, скуластые. Держа в руках шлемы, они произносят на своем гортанном языке благодарность священной летучей рыбе: «Мы почитаем тебя, не избегай наших сетей!»

Затем рыбу подвешивают на веревках – так у нас развешивают белье, – пусть провялится на жарком солнце. Рядом за кольцо на верхушке прицепляют шлемы. Отражая последние лучи солнца, они сияют, как гирлянды китайских фонариков.

А когда сгустится тьма, женщины, отбрасывая назад свои длинные черные как вороново крыло волосы начнут ритуальный Танец волос. Он тоже посвящен мудрой рыбе по имени Черные Плавники.

Таковы обряды ями – жителей самого необычного острова в Южно Китайском море. Острова, чьи неписаные законы позволяют людям делать только то, что делали их предки, и не отвлекаться на суету.

11.05.2011
Теги:
Связанные по тегам статьи: