Утром 8 июня 2007 года сухогруз Pasha Bulker, принадлежащий японской компании, стоял на рейде австралийского порта Ньюкасл и ожидал погрузки. Налетевший шторм сорвал судно с места и понес в открытое море. Через некоторое время 225-метровый корабль был выброшен к пляжу Ноббис и застрял на мелководье в нескольких десятках метров от берега.

Практически сразу были начаты спасательные работы, но дело осложняли низкий уровень прилива и продолжавшиеся шторма. Вызволение Pasha Bulker затянулось почти на месяц. Местные жители стали привыкать к силуэту огромного судна, маячившему рядом с пляжем. Некоторые даже считали, что снимать его с мели не следует: стоимость спасательных работ – примерно 50 млн долларов, была сопоставима с оценочной стоимостью самого судна. Выгоднее разрезать корабль на металлолом, не снимая с мели. Были и те, кто полагал, что лучше оставить сухогруз в целости и начать зарабатывать на туризме.

Pasha Bulker действительно вызывал живой интерес у многих. В южном полушарии июнь – месяц зимний, на австралийских пляжах мертвый сезон. Но взглянуть на застрявшего гиганта потянулись туристы со всей округи. Кроме того, благодаря положению судна на пляж стали накатывать крутые волны, которые спешили оседлать отчаянные поклонники серфинга. Хозяева окрестных ресторанов уже готовились нанимать дополнительных сотрудников.

Между тем в емкостях судна оставалось около 700 т мазута, 34 т дизельного топлива и 40 т машинного масла. Во время одной из попыток сдернуть его с мели спасатели повредили корпус в районе топливных танков. Водолазы обнаружили утечку – к счастью, незначительную. Вылившиеся нефтепродукты удалось быстро собрать.

 

 

При крушении любого судна, не перевозящего ядовитые вещест­ва, главную опасность для экологии представляет разливающееся топливо. Понятно, что еще большим бедствием чреваты аварии танкеров, перевозящих тысячи тонн нефтепродуктов. Самая страшная экологическая катастрофа, связанная с крушением нефтеналивного танкера, произошла в ноябре 2002 года у берегов Испании и Португалии. Танкер Prestige, на борту которого было 70 тыс. т нефти, попал в шторм, получил пробоину и начал тонуть. Португалия, так же как и Испания, отказалась принимать судно в своих портах, и его пришлось буксировать в открытое море. При буксировке корпус Prestige переломился пополам – нефть из затонувшего танкера стала выливаться и попадала в море, по некоторым оценкам, еще в течение двух лет. Ущерб от катастрофы составил не менее 5 млрд долларов.

Загрязненная нефтью вода опасна для всего живого. Рыбы и моллюски задыхаются, у испачкавших перья птиц нарушается терморегуляция. они  почти не могут плавать. Даже микроскопические доли нефти в воде влияют на ДНК рыб и моллюсков, отравляя не только их, но и их потомство.

Если происходит утечка нефти, спасатели в первую очередь стараются локализовать очаг заражения. Нефть растворяется не сразу, образуется пятно на поверхности воды, которое движется по воле волн и ветра. Необходимо не дать ему растечься, а затем откачать нефть. Оригинальный способ был придуман в августе 2006 года, когда после аварии танкера нефть стала вытекать неподалеку от Филиппинских островов. Тогда спасатели и добровольцы набивали мешки волосами, птичьими перь­ями и рисовой соломой, впитывающими нефть, привязывали мешки к бревнам и с помощью такой «плотины» не подпускали пятно к берегу.

С 2003 года Страны Евросоюза разрешают вход в свои порты только танкерам не старше 15 лет и с двойным корпусом. Такие суда имеют двойное дно и борта, расстояние между которыми составляет около метра. Это многократно снижает вероятность разлива топ­лива. Примеру Евросоюза последовали и другие страны, так что некоторым судоходным компаниям пришлось срочно перестраивать корабли или закупать новые, потому что доля танкеров с обычным корпусом к 2004 году составляла в мире почти 40%. Именно наличие двойного корпуса спасло Pasha Bulker от более серьезных пробоин.

Три буксира сняли его наконец с мели в ночь на 3 июля. А 4 июля корабль отбуксировали в Ньюкасл, где виновник переполоха был торжественно встречен гудками стоявших в порту судов. geo_icon