Три мировых рекорда установил нынешним летом швейцарский шкипер Иван Бурньон на своем тримаране Brossard. Это стало серьезной заявкой на успех в трансатлантической регате «Ромовый путь», к которой шкипер готовился осенью. (Гонка началась 29 октября, и когда готовилась эта статья, итоги соревнования не были известны.)

 

У Бурньона были все основания для оптимизма. На длинных дистанциях у яхт-тримаранов практически нет конкурентов – они зарекомендовали себя как самый быстрый тип парусного судна. Тому же Ивану принадлежит рекорд скорости при одиночном переходе под парусом за 24 часа. Шкипер прошел за сутки 610 морских миль (1130 км). Средняя скорость при этом составила 25,76 узла (47,7 км/ч).

 

До недавних пор тримаранам принадлежал и рекорд скорости под парусом при плавании на коротких отрезках – 86,16 км/ч. Такой результат показал австралийский тримаран Yellow Pages Endeavor в октябре 1993 года. Только через 11 лет этот рекорд побил 13 ноября 2004 года виндсерфер Финиан Мейнард, разогнавшийся до 86,72 км/ч на отрезке длиной полкилометра. Однако виндсерферы не способны долго поддерживать высокую скорость, поэтому все «длительные» рекорды все равно остаются за тримаранами.

 

Тримаран – это судно с тремя параллельными корпусами, соединенными в верхней части. Средний корпус у него шире, чем у катамаранов, но уже, чем у обычных яхт. Боковые корпуса – по сути, поплавки, повышающие устойчивость судна, то есть его способность противостоять внешним силам, вызывающим крен (при боковой волне) или дифферент (при лобовой). При поворотах и крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых: у гоночных судов второй боковой корпус в это время может подниматься над водой на 15 метров.

 

Тримаран – изобретение далеко не новое. Аборигены Полинезии плавали на таких лодках не одну тысячу лет. А новую жизнь в них вдохнул русский эмигрант Виктор Чечет, который в 1945 году спустил на воду в нью-йоркской бухте свою первую яхту-тримаран. После этого для тримаранов (термин, кстати, тоже приписывают Чечету) открылась эпоха больших скоростей.

 

На протяжении двух десятков лет после постройки лодки Чечета тримараны использовались только как прогулочные суда. Первого значительного успеха в гонках тримаран добился в 1966 году, когда Дерек Кельсалл на Toria выиграл регату Round Britain.

 

Постепенно гоночные модели тримаранов наполнялись электронной начинкой: компьютерами, системами управления – а кроме того, росли в размерах. Длина первого тримарана Чечета составляла чуть более 7 метров. К середине 1980-х годов трехкорпусные яхты «выросли» до 20 и более метров в длину. К тому времени трехкорпусные суда уже на равных конкурировали с однокорпусными яхтами, а то и обходили их на гонках. В 1978 году тримаран Olympus Photo и шкипер Майк Берч выиграли первый розыгрыш регаты «Ромовый путь».

 

Регата «Ромовый путь» проходит раз в четыре года. Своим названием она обязана торговому пути, по которому из Гваделупы во Францию доставляли колониальные товары, в том числе и знаменитый ром. Регата считается одной из сложнейших: участникам необходимо в одиночку провести судно через Атлантический океан из французского порта Сен-Мало в гваделупский Пуэнт-а-Питр. Организаторы «Ромового пути» первыми начали ограничивать размеры тримаранов: еще в 1990 году было решено, что длина яхт, участвующих в регате, не должна превышать 18,28 м.

 

Эта трансатлантическая гонка проходит без единой остановки, рекорд скорости в ней (по крайней мере, до нынешнего ноября) принадлежал Лорану Бурньону, старшему брату Ивана. В 1998 году он прошел дистанцию за 12 дней 8 часов 41 минуту и 6 секунд.

 

«Ромовый путь-2006» стал рекордным по числу судов – на старт вышли 86 тримаранов, катамаранов и однокорпусных яхт. За всю историю парусного спорта большее количество участников насчитывала лишь English Transatlantic Race в 1976 году: тогда за трофей спорили 125 яхт. geo_icon