Увидеть Африку с воздуха я мечтал уже давно. Впервые эта идея пришла мне в голову, когда я студентом путешествовал автостопом по Северной Африке. Денег у меня было мало, и порой я неделями ждал, пока какой-нибудь водитель не согласится перевезти меня через Сахару бесплатно. И вот как-то раз, трясясь в кузове очередного грузовичка где-то на выжженной дороге из Алжира в Нигерию, я вдруг ощутил себя крошечным насекомым посреди громадной равнины, размеры которой оно даже не может себе представить.

Я пытался вообразить, а как выглядит эта дорога и грузовик с высоты? И что бы еще я увидел, поднявшись в воздух? Как бы преобразился тогда монотонный пейзаж? Наверное, земная поверхность стала бы похожа на необычный узор, а мой грузовик был бы частью диковинного рисунка, который можно увидеть только сверху.

Было бы здорово об лететь Сахару на маленьком само лете, дума л я тогда . И во т 20 лет спустя решил вернуться в Нигер и осуществить свою мечту. Легко сказать! В этой части света и аэропортов-то почти нет. Прогулочные самолеты – тоже дефицит, а пилотов, готовых катать фотографов, и того меньше. Оставался только один выход – научиться летать самому, причем использовать для своих целей такой летательный аппарат, который я смогу перевозить без проблем из страны в страну, собирать и разбирать его когда вздумается.

В результате я остановил свой выбор на мотопараплане – самом легком из летательных аппаратов. Именно эта замечательная машина позволила мне сделать большинство фотографий серии «Африка с воздуха».

Там, где это было возможно, в более развитых африканских странах, я иногда брал напрокат крошечную «Сессну». Но даже в салоне самолетика со мной всегда был рюкзак с парапланом: он выручал меня в тех случаях, когда к интересному объекту не удавалось подлететь достаточно близко на «Сессне». Ведь параплан предоставляет фотографу большую свободу в выборе точки съемки – а значит, и композиции кадра.

Мотопараплан состоит из двух частей: «крыло» – похожий на парашют эллипсообразный купол, и винтомоторная установка, которая крепится за спиной пилота. Как я поднимаюсь в небо на мотопараплане? Расстилаю крыло на земле и бегу вперед: от ветра парашют надувается и начинает подниматься. Если перебирать ногами достаточно быстро, винтомоторная установка, создающая силу тяги до 80 кг, поднимает меня в воздух уже шагов через 20. Как быстро я взлечу, зависит и от погодных условий – направления и силы ветра.

Мотопараплан развивает скорость до 50 км/ч. Управлять им просто: хочешь повернуть направо – переносишь вес тела на правую сторону и тянешь за правую стропу. Налево – делаешь все наоборот. И все.

 

Мотопараплан – лучший в мире летательный аппарат для аэрофотосъемки! Обзор ничто не ограничивает, я удобно сижу в плетеном кресле, словно в шезлонге на лужайке. По сравнению с другими тарахтелками, мотопараплан – довольно тихая машина. Стрекочет не громче мопеда, поэтому я спокойно приближаюсь к животным или людям, почти не беспокоя их и не привлекая к себе особого внимания.

Я могу подняться до 1800 м, но редко забираюсь так высоко. Оптимальное расстояние для фотосъемки – 30–150 м. Оттуда можно разглядеть детали и включить их в кадр: фотография получится менее «абстрактной».

В разобранном виде мотопараплан помещается в три рюкзака, их общий вес – 32 кг , что не превышает норм, установленных большинством авиакомпаний для пассажирского багажа. Я могу совершенно свободно перемещаться по миру. Благодаря мотопараплану я привез интересную аэрофотосъемку из Китая, Ирана, Саудовской Аравии, Йемена, Ботсваны, Мексики, Перу, Боливии, Омана, Чили, Намибии, Чада, Нигера, Мали, Руанды, Кении, Марокко, Франции, Германии и США.

Лицензия на управление мотопарапланом не нужна. Он легко умещается в багажнике внедорожника, им можно навьючить верблюда, пристроить его на дне лодки или каноэ... А десять литров бензина позволяют мне летать в течение двух-трех часов. Одним словом, мотопараплан – это просто удивительное изобретение!

В полеты я беру цифровую камеру и несколько объективов – лучше с зумом, ведь возможности каждую минуту менять объективы с фиксированным фокусным расстоянием у меня просто нет.

Такие полеты приучают фотографа к минимализму: чем больше ты берешь с собой вещей, тем опаснее становится вся затея. Пару раз я попадал в экстремальные ситуации: как-то во время съемки китов не справился с управлением – пришлось искупаться в океане... В другой раз меня затянуло в песчаную бурю над высохшим озером. Понервничал тогда не на шутку, но надо признать, что если бы я летел на самолете или планере, скорее всего, живым бы из тех передряг не выбрался.

Идеальные условия для полетов – рано утром и ближе к вечеру, когда наступает затишье. Да и по освещению это лучшие часы. При сильном ветре летать не стоит: если крыло сложится, все может кончиться очень плохо. Но если быть осмотрительным, неприятностей легко избежать – по крайней мере, за 10 лет и более 1000 летных часов мне это всегда удавалось.

Мотопараплан позволяет снимать отдаленные уголки Земли, причем с необычного ракурса, какими их никто и никогда не видел. Я, прежде всего фотограф, который летает, а не пилот, который фотографирует. И мне каждый раз приходится принимать решение: стоит рискнуть и сделать уникальный кадр или лучше сосредоточиться на управлении крылом? Этот выбор, наверное, и есть самое сложное в моем деле... geo_icon