Просто фантастика! Свобода в трех измерениях! Я был птицей!» – ликовал швейцарец Ив Росси, после того как совершил полет на реактивных крыльях собственной конструкции. Это произошло в июне 2004 года. Взлетев на небольшом самолете с аэродрома швейцарского города Ивердон, Росси поднялся на высоту 4 км, откуда и совершил прыжок, расправив в воздухе «собственные» крылья.

Некоторое время он планировал над землей. Снизившись на полтора километра, включил двигатели, укрепленные на крыльях. Дал им полминуты на стабилизацию и прибавил газу. На высоте 1600 м Росси выровнял аппарат и четыре минуты провел в горизонтальном полете, развив скорость до 180 км/ч. Он летел быстрее, чем самолет, который поднял его в небо!

С тех пор Ив Росси осуществил около трех десятков вылетов. От раза к разу совершенствовал свое изобретение и мастерство, увеличив время движения на реактивной тяге до 6,5 минут. Он научился летать не только «вниз» или по горизонтали, но и набирать высоту со скоростью до нескольких десятков метров в минуту.

Его проект называется Jet-Man, «реактивный человек». Двигатели, которые пилот установил на своих крыльях, ему предоставила немецкая компания Jet-Cat, специализирующаяся на выпуске миниатюрных авиамоторов.

Росси, которому сейчас 48 лет, в авиации попробовал, казалось бы, все. в карьере Он странным образом двигался от сложного к простому. Впрочем, с какой стороны посмотреть. В 20 лет Росси стал профессиональным военным пилотом: управлял, в частности, самолетами Hunter и Tiger F-5, больше 1000 часов налетал на сверхзвуковом истребителе Mirage III. Потом перешел в гражданскую авиацию – освоил различные модели «боингов» и «аэробусов», сейчас работает командиром экипажа в авиакомпании Swissair.

 

Его увлечение индивидуальными полетами началось в 1990 году. Сначала это были традиционные безмоторные аппараты – дельтаплан, параплан, парашют, с которым он, кстати, совершил свыше 1100 прыжков. Но уже в то время он стремился к экстравагантным экспериментам, к рискованным трюкам: перелетал Женевское озеро, планируя на закрепленном за спиной надувном крыле; совершал полет, держась за крылья двух аэропланов; скользил по воздуху, стоя на уменьшенном макете истребителя Mirage; съезжал на пластиковой доске с летящего воздушного шара.

«Я занимался дельтапланеризмом, – говорит Росси, – но эти полеты слишком скоротечны, и я решил создать собственные крылья, чтобы летать дольше». В 2004 году он начал разрабатывать жесткие складные конструкции с моторчиками. 

Можно поспорить: шесть с половиной минут полета – тоже не так уж и много. тем не менее среди прочих «индивидуальных» летательных аппаратов проект Росси – пока один из наиболее успешных. Так называемые летающие ранцы, например, которые, как утверждают, разрабатываются в США с 1950-х годов, могут поднять человека от земли лишь на несколько метров и он продержится в воздухе всего 30 секунд. (Летающий ранец – это два баллона с топливом, которые пилот надевает на себя, как акваланг, и два сопла, из которых выходит сжатый пар – движущая сила ранца). 

Еще менее удачным оказался проект Solotrek, этакий мини-вертолет с двумя винтами. В 2002 году он оторвался от земли всего на полтора метра и провисел в воздухе 33 секунды. Неугомонные изобретатели конструируют летающие платформы (тоже с вертолетными винтами, но расположенными снизу), с разной степенью успеха разрабатывают летающие автомобили и летающие тарелки. Взмывают в воздух и велосамолеты, прообраз которых (только с машущими крыльями) предлагал еще Леонардо да Винчи. 

Однако аппарат Росси принципиально отличается от всех этих изобретений. «Самолетом вы управляете при помощи рычагов и штурвала, – говорит он. – Вы не соприкасаетесь с воздушной стихией. А я не хочу управлять, я хочу летать».

Конечно, швейцарскому пилоту предстоит преодолеть еще кое-какие технические трудности – научиться, например, взлетать с земли, а не выпрыгивать из самолета. Да и в полете пока не все идет гладко. В апреле этого года Ив Росси готовился к очередному испытанию, но что-то не заладилось с крыльями, и воздухоплавателю пришлось сбросить их и раскрыть парашют. Крылья упали на пашню и сломались. Теперь первый «реактивный человек» на Земле их чинит.       

  geo_icon