Самый древний способ искусственного извлечения звуков – это перкуссия, или, попросту говоря, удары. В конце концов, ритмично стучать умеют многие животные и птицы – от обезьян до дятлов. Впрочем, изобретение барабана принадлежит, конечно же, людям. А из других музыкальных инструментов раньше всего появились духовые.

Согласно греческому мифу, древнейший духовой инструмент был изобретен богом Паном. Он услышал печальное гудение на ветру тростника, в который обратилась его возлюбленная нимфа Сиринга, и сделал из него свирель. Однако можно усомниться в том, что первыми духовыми звуками были тихие буколические рулады: самый древний из сохранившихся духовой инструмент – это так называемая неандертальская флейта, найденная археологами в пещере Дивье Бабе (Словения) в 1995 году. Ей 45–43 тысячи лет, и она сделана из полой продырявленной бедренной кости пещерного медведя. Звук, который можно из нее извлечь, монотонен и груб. О том, был ли это вообще музыкальный инструмент, ученые спорят до сих пор. Но, как бы то ни было, логично предположить, что музыкальное искусство начиналось со страшного рева боевых труб и воя охотничьих рогов. Такой многофункциональный предмет, называемый диджериду, сохранился у австралийских аборигенов. В древних обществах при помощи подобных инструментов пугали неприятеля, играли тревогу или взывали к небесам. Но все это еще нельзя считать настоящей музыкой, потому что из таких труб можно извлечь звуки только одной высоты.

Древнейший предмет (а точнее шесть предметов сразу), способный производить звуки различных тонов, относится примерно к 7000–5700 гг. до н. э. Эта находка сделана в захоронении, раскопанном на неолитическом поселении Дзяху в китайской провинции Хэнань. В каждой «флейте», изготовленной из лучевой кости журавля, проделано от пяти до восьми отверстий. На одном из этих инструментов можно играть и теперь.

Разумеется, духовая музыка существовала и в Месопотамии, и в Египте. Однако изображения, оставшиеся от этих великих цивилизаций, наталкивают на мысль, что собственно музыкальные функции признавались там лишь за струнными инструментами. А духовые, как и в глубокой древности, обслуживали войну и политику. Так в гробнице фараона Тутанхамона найдено две трубы – но ни одной лиры. На рельефах мы часто видим трубящих воинов или жрецов – но не музыкантов. В Ветхом Завете трубный глас поминается многократно – и всегда речь идет о богопочитании, битвах и царском величии. Когда же в Библии говорится о свирели, то оказывается, что порой она сопутствует веселью, а порой предстает и «голосом плачевным».Читать дальше >>>